Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Учебные материалы

Статьи, курсовые и дипломные работы, рефераты и другие материалы.

Основные направления христианства

История и современные особенности направлений одной из крупнейших религий мира.

6 апр 2013

 

Христианство - одна из крупнейших религий мира , распространенная среди многих народов, говорящих на разных языках, существует почти два тысячелетия. Трудно найти уголок земли, где бы никогда не появлялись христианские миссионеры, и миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.

            Христианская религия не является единой, она, как и другие религии разделяется на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых - православие, католицизм, протестантизм. . Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа. Рассмотрим эти направления подробнее.

 

Православие.

            В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных, то есть самостоятельных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, американская. Помимо этого имеются две автономные православные церкви - Финская (с 1957 года) и Японская (с 1970 года)

            Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинополький патриарх, если и считается “вселенским, то это понимается как “первый среди равных”, и ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашениями с той автокефальной церковью., которая предоставила ей автономию.            В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы. Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата, 76 епархии, 11 викариатов.  Кроме этого, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах. Система организации и управления православных церквей.

            Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану. Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно. При патриархах имеются синоды. Управление экзархатами осуществляется экзархами, а епархиями - епархиальными архиереями, при которых в отдельных  случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов Православные церкви с 8 века не проводят вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был второй Никейский собор 783-787 гг.). Каждая из них на поместных  соборах утверждает канонические правила,  пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 году была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления. Все духовенство делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое).

 

Особенности православного вероучения.

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах)  которого сформулированы представления о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога,, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Основные положения веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку богом и непостижимыми разумом. Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью вселенскими соборами. Остальные, принятые позже, объявляются ошибочными, противоречащими “священному писанию” .Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей.

 

Современное православие.

Модернизация религии вызвана в первую очередь теми изменениями, которые произошли в сознании большинства верующих не только под  воздействием научных открытий и новых теорий, но и новых общественно-политических условий их жизни. И, являясь реакцией на изменение сознания верующих, религиозный модернизм оказывает обратное воздействие на это сознание, формируя новую систему религиозной ориентации.

Специфическая особенность современной модернизации православия состоит не только в пересмотре социально-политической и общественно-исторической концепций, но еще и в том, что не выходя за границы ортодоксальных догматических принципов, многие священнослужители по новому их интерпретируют.  Все больше  внимания уделяется вопросам соотношения веры и знания, науки и религии.    

 

Католицизм.

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех областях земного шара. Согласно данным европейской печати, в начале 80-годов число католиков составляло около 800 млн. человек - около 18% населения планеты. Католическая церковь строго централизована, имеет единого главу - папу римского, единый центр - Ватикан, город-государство в центре Рима площадью 44 гектара, имеющее свой герб, флаг и прочие атрибуты государственности, вплоть до небольшой гвардии. Сочетание светской и религиозной власти - редчайший случай в истории новейшего времени. Светская власть папы в её настоящей форме была установлена Латеранским договором 1929 года между фашистским правительством Муссолини и папой Пием XI, в соответствии с которым было создано государство Ватикан, признан его международный суверенитет, а церковь получила ряд привилегий в стране.

Папа через посредство римской курии, имеющей сложную административную структуру, руководит всей церковью и её многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Главных католических иерархов - кардиналов и епископов - папа назначает из представителей духовенства разных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь по католическому вероучению, “викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии,  архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном города-государства Ватикан”, венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации католицизма. Как суверенной государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами, причем включая и Италию. Современная католическая церковь - крупная религиозно-политическая организация, оказывающая большое влияние не только на мировоззрение своих последователей - верующих, но и на социально-философские и  этические теории, возникающие в обществе. Играть активную роль в идейной и политической жизни современных государств католицизму помогают особенности его структуры, исторические традиции и опыт, наличие разветвленной сети массовых организаций - огромный церковный аппарат с многочисленными монашескими орденами (наиболее крупные из них:  иезуиты - 27 тыс., францисканцы и салезианцы - 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы - 8 тыс.). Всего католическая церковь имеет свыше 1,5 млн. монахов и монахинь, в том числе около 400 тыс. священников.  Для деятельности католической церкви также характерно привлечение к выполнению задач социально-политического характера не только духовенства, но и католиков-мирян. Католицизм располагает крупными политическими партиями, профсоюзными, молодежными и другими организациями.

 

Особенности католического вероучения.

По сравнению с православием католицизм имеет ряд особенностей в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифов о сотворении мира и человека, католицизм признает, например, “исхождение” духа святого не только от бога-отца, как считает православная церковь, но и от бога-сына. Католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося “наместником Христа на Земле”. Источником своего вероучения католики считают не только “священное писание”, то есть  Библию, но и “предание”, церковную традицию, в которую они, в отличие от православных христиан, включают не только решения первых семи Вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап.  При этом правом толковать Библию пользуется только церковь. Духовенство в католицизме выделяется своим обетом безбрачия и так называемым учением о запасе добрых дел - божественной благодати, которую распределяют священники.

            Своеобразно отправляются в католицизме также таинства и обряды, общие для христианства. Например, таинство крещения производится путем обливания водой или погружением  в воду, тогда как в православии - только погружением в воду. Таинство миропомазания в католицизме, называемое конфирмацией, производится, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (в православии - вскоре после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных - на квасном), при этом до недавнего времени только духовенство могло причащаться хлебов и вином, миряне же должны были причащаться  только хлебом.

Широкое экзальтированное почитание богородицы и учение о её телесном вознесении, пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства, чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных, строго централизованная иерархическая организация во главе с “непогрешимым” папой римским - таковы характерные особенности католической разновидности христианской религии.

 

Модернизм в католицизме.

В настоящее время руководство католической церкви также было вынуждено встать на путь модернизации своих взглядов. Еще лет тридцать назад в период четкого противостояния стран социалистического и капиталистического строя, когда православие в большинстве своем переживало не лучшие свои времена в связи с господством навязанных большинству населения атеистических взглядов, католицизм, активно поддерживающий идеологическую борьбу против коммунистов и именно поэтому процветавший в странах капитализма,  уже был вынужден пересматривать свои позиции. Тогда основными причинами были те социальные изменения, происходящие в политической системе стран земного шара: расширение социалистического лагеря, успехи развития соцстран; они воздействовали даже на такой традиционно консервативный институт, каким является католическая церковь, не позволяя ей связывать себя с реакционной политикой. Для примера можно сравнить действия папы Пия XII (время его понтификата 1939-1958) и следующих за ним  Иоанна XXIII (1958-1963), Павла VI (1963-1978) и Иоанна Павла II (1978-2005): если первый безоговорочно поддерживал политику “холодной войны”, то последующие неоднократно выступали в защиту  мира, за запрещение ядерного оружия, всеобщее разоружение.

Во внутрицерковной, собственно религиозной области модернизация католицизма осуществляется в целях приспособления к духу сегодняшнего дня религиозной доктрины и организации, чтобы они не слишком противоречили светскому настроению и взглядам современного человека.  Реформаторская деятельность здесь направлена на то, чтобы избавиться от архаизмов и нелепостей, сделать более привлекательными для верующих церковные каноны и культовые обряды и т.п. В частности, конституция о литургии, принятая  XXI Вселенским собором, предписывает сочетать богослужение с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; в некоторых частях мессы и при исполнении обрядов использовать местные разговорные языки, упростить мессу, чтобы она была понятна простым верующим, больше внимания уделять проповедям, произнесение которых в будни настоятельно рекомендуется, а в праздники объявляется обязательным; разрешает причащаться хлебом и вином всем верующим.

Под влиянием современной науки католические деятели также ратуют за “модернизированное” толкование “священного писания”, призывают отказаться от буквального толкования наиболее спорных библейских представлений. Также современная католическая церковь проводит своеобразную кампанию по достижению согласия с наукой, отмежевывается от компрометирующих её исторических фактов, типа преследования церковью Галилео Галилея, признавая их ошибочность.

 

Протестантизм

Протестантизм - одно из главных направлений христианства, наряду с православием и католицизмом, охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и развития.

Протестантизм возник в XVI веке, в эпоху Реформации. Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных войн. Чувства и сознание масс полностью зависели от той духовной пищи, которую предлагали церковь, в силу этого историческое движение, содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, должно было принять религиозную окраску.

Одним из первых шагов реформационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера против индульгенций, он считал, что “Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе”. Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Лютеранская    реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, то есть всей дорогостоящей иерархии. Вместе с католической иерархией был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов, единственным авторитетом в вопросах веры было признано “священное писание”, которое каждый верующий имел право истолковывать по своему разумению. Отвергая церковную иерархию и особое священнодействие как путь к спасению души, это учение рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу, именно в мирской жизни человек должен был искать спасение; отсюда  следовало и осуждение монашества, безбрачия духовенства и т.п.

 Документом, выразившим существо произошедшей реформы является “Аугсбургское вероисповедание”, который представляет собой изложение основ лютеранства. В 1530 году он был представлен императору Карлу V, но был им отвергнут, что повлекло за собой войну между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, закончившуюся в 1555 году Аугбургским религиозным миром. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных самостоятельно.

            В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии, оно утвердилось в Австрии, скандинавских странах, Прибалтике, отдельные общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникли новые разновидности реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм, более последовательные в своей буржуазной сущности, чем лютеранство. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы - благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами - крещением и причащением: причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино стали лишь символами его тела и крови. В организации также был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община сама избирала своего священника и была самостоятельна. Гораздо большее распространение получил кальвинизм, в теологическом плане связанный с одним из главных принципов реформации - оправданием верой, а не “добрыми делами”. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об “абсолютном предопределении”: еще до сотворения мира бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим - ад, и никакие усилия людей, и никакие “добрые дела” не могут изменить предначертанного всевышним. С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни  верующих в духе ханжеской благопристойности и нетерпимости к любому инакомыслию. В соответствии с догматической основой кальвинизм отбросил почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, свечи, облачения и т.п. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в общинах играли пресвитеры (старшины) и проповедники. Догматические вопросы решали конгрегации - особые собрания проповедников.

В отличие от Германии и Швейцарии, где реформация начиналась как народное движение, в Англии она была инициативой правящих верхов В 1534 году английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил её главой короля Генриха VIII. Были закрыты все английские монастыри, их имущество конфисковано в пользу королевской казны, при этом  было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов.  Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось, она приняла догматы об оправдании верой и о священном писании как единственном источнике веры, отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Но в то же время признавался, хотя и с некоторыми ограничениями, католический догмат о спасающей силе церкви, были сохранены литургия и некоторые другие обряды, остался неприкосновенным епископат.

В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменем кальвинизма и было связано с борьбой против династии Стюартов, закончившейся в конце 60 годов казнью Марии Стюарт. Выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправии её членов, в связи с этим было  ликвидировано епископство и сохранено только пресвитерство.

С обострением социальных противоречий в Англии конца XVI  - начала XVII веков складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, среди которой получает распространение кальвинизм, приверженцы которого называются пуританами. Активизация демократических элементов привела к возникновению различных религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев образование этих сект в религиозной форме отразило разочарование низов в результатах буржуазной революции.

            Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии и затем во времена буржуазных революций, прежде всего в Англии сформировались основные течения, которые представляют протестантизм в настоящее время. Главными разновидностями реформированного христианства были и остаются возникшие непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все другие протестантские образования варьируют основные принципы этих течений.

 

Современный протестантизм.

В начале нашего века наиболее влиятельной в протестантизме была так называемая “либеральная теология”. Возможность согласовать христианство с разумом и научным знанием представители этого направления усматривали в том, чтобы отказаться от буквального понимания библейских чудес и мифов. Сторонники “либеральной теологии” допускали весьма вольное аллегорическое толкование Библии, рассматривая христианство как нравственную в своей            сущности доктрину. В такой интерпретации христианство приобрело характер скорее философского учения, нежели “религии откровения”.

С протестантским теологическим модернизмом было также связано течение так называемого социального христианства или социального евангелизма, выдвинувшего на первый план идею царства божьего на земле.

Еще одно направление - школа “новой ортодоксии” - отказалось от надежд, возлагаемых либеральной теологией на прогресс общества и утверждение разумных и нравственных отношений. Основный идеей является мысль о неразрешимости трагических противоречий человеческого существования. Причины трагизма человеческого бытия усматриваются в неразрешимом противоречии между абсолютной истиной бога и несовершенством человека по его природе. Человек не может не стремиться понять бога, но эти его попытки тщетны: для человеческого разума бог навсегда останется непостижимой тайной, остается только один путь приобщения к богу - посредством веры. Свойственное приверженцам “новой ортодоксии” иррационалистическое восприятие мира проявляется в отказе от попыток рационального обоснования самой веры: библейские мифы они предлагают рассматривать как способ передачи глубочайших истин, раскрывающих человеку его отношение к богу, а не как рассказ о реальных событиях.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (например, в Швеции) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

 

Лютеранство.

Наиболее крупным протестантским течением является лютеранство, Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, в Прибалтике, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. В Южной Америке позиции лютеранских церквей слабы, а крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее их влияние в Африке, где лютеранские церкви имеются в Эфиопии, Судане, Камеруне, Либерии и др. Основными вероучительными документами являются “Аугсбургское вероисповедание” и “Апология”, написанные Лютером и еще одним видным проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения - учение об оправдании верой. Отношение церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Первая включает в себя веру, христианскую проповедь, деятельность церкви, вторая - мирскую деятельность, гражданскую мораль, государство и разум.

 

Кальвинизм.

Кальвинизм в настоящее время представлен так называемыми реформаторскими (в ряде европейских стран) и пресвитерианскими (в Англии и США) церквами, общее число верующих в которых несколько превышает 40 млн. человек, а также конгрегационализмом, число приверженцев которого составляет примерно 5 млн. человек (в основном в США и в Англии).  Во всемирный пресвитерианский союз входят 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Конгрегационализм сложился еще во время Реформации в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность  составляет принцип  независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины - конгрегации.  Конгрегационалисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение  раннего христианства, то есть “чистого, истинного христианства”. 

 

Экуменическое движение.

            Возникшее еще в начале века среди ряда протестантских  организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей привело в конце концов к образованию в 1948 году на конференции в Амстердаме Всемирного совета церквей. На этой первой конференции были представлены 147 церквей из 44 стран. В состав Всемирного  совета церквей входят протестантские  (евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, пресвитерианские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты, конгрегационалисты и др.), а также старокатолическая и некоторые православные церкви, в частности Русская православная церковь. Римско-католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей.

            Высшим органом экуменического движения является генеральная ассамблея, которая собирается обычно раз в пять лет. Она избирает Президиум Всемирного совета церквей, а также центральный комитет, эти органы руководят всей работой в рамках экуменического движения между ассамблеями. Руководящие органы Всемирного совета церквей собираются ежегодно. Генеральный секретариат находятся в Женеве.

            В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями единой “церкви Христовой” и должны путем переговоров преодолевать исторически  возникшие различия в учениях и устройстве. В официальных документах подтверждается, что движение не стремится к созданию организации, стоящей над церквами, что Всемирный совет не является ”сверхцерковью”. Членство во Всемирном совете означает, что церкви, соглашаясь в одних вопросах, могут расходиться в других.

            Экуменическое движение не ограничивается чисто религиозными проблемами, оно также пытается найти ответ на основные вопросы, волнующие современного человека. Стремление его представителей в этих условиях разработать общехристианскую программу, равно пригодную для верующих    различных христианских течений придает декларациям и лозунгам движения более абстрактный вид. В целом экуменическое движение несет прогрессивные идеи, выступает во многих нерелигиозных вопросах с точки зрения позиции общечеловеческой, вступает за мирное содружество и кооперацию разных стран, за разрядку международной напряженности, за общечеловеческие ценности.

Содержание

  1. Введение.                                                             
  2. Православие.                                  
    1. Особенности православного вероучения
    2. Современное православие
  3. Католицизм.                                            
    1. Особенности католического вероучения
    2. Модернизм в католицизме
  4. Протестантизм.                                                          
    1. Возникновение и распространение протестантизма
    2. Протестантизм в современном мире
    3. Современное лютеранство
    4. Современный кальвинизм
  5. Экуменическое движение                                                                                                            

 

 

Текст

Галина Олейникова

Похожие

Нет записей

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 16 гостей


Страница создана за 0.29 секунды
Общее время SQL: 0.076 секунды - SQL запросов: 20 - Среднее время SQL: 0.00378 секунды