Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Учебные материалы

Статьи, курсовые и дипломные работы, рефераты и другие материалы.

Два брата

Либретто-постановочный план одноактного балета по мотивам произведения E.Шварц «Два брата»

24 фев 2017

Жанр произведения - рождественская сказка.

Сверхзадача - Лень добра не дает. Лень к добру не приставит. (В.И. Даль. Пословицы русского народа.)

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

 

Действующие лица:

  1. Старший брат
  2. Младший брат
  3. Отец (лесничий) и мать
  4. Мороз (Дед Мороз в типичном обличья полностью белого
    цвета, с черной бородой и черными рукавицами. Он следит за
    порядком в лесу и олицетворяет силы и законы природы)
  5. Красный огонь (3 языка пламени - 3 человека) (их танец
    пластичен, окрашен чувством, выразителен)
  6. Черный огонь 8 человек (танцоры совершают абстрактные,
    механистические, без эмоциональной окраски движения)
  7. Лесные птицы и зверьки (стая птиц, 2 белки, 3 снегиря,
    медвежонок, 3 зайца)
 

Краткое содержание и задание балетмейстеру и художнику

Пролог. Лес.

(сцена: «В природе должен быть порядок»)

Открывается занавес. Средний уровень освещения. На сцене два
искуственных дерева по краям сцены почти без листвы (глубокая осень).
Задник оформлен в виде большого, раскидистого дуба. Три нижних ветви
организованы в виде небольших удлиненных площадок, достаточных для
перемещения танцоров. Подъем на них возможен по ступеням, совмещенным
со стволом дуба. Над этими площадками на ветвях висят оставшиеся листья
и желуди.

Звучит музыка, символизирующая глубокую осень. На сцену
размеренным, хозяйским шагом выходит Мороз. Пройдя через всю сцену, он
исчезает. Появляется стая перелетных птиц, двигающаяся в среднем темпе.
Птицы стаи одна за друой начинают двигаться лениво, и постепенно вся стая
останавливается, садясь на землю. Только вожак продолжает призывать всех
продолжить путь, перемещаясь от одной птицы к другой. Мороз появляется с
той же стороны, куда ушел, видит сидящую стаю и заставляет жестами
продолжить свой полет.

Стая улетела. Из дупла на дубе появляются две белки. Они срывают
желуди и, перебрасывая их друг другу, делают запас на зиму в дупло. Одной белке надоедает, она присаживается на ветку и начинает неторопливо
раскачиваться на ней. Мороз дуновением трясет ветку, белка скатывается с
нее и оказывается около Мороза. Мороз ругает белку и ведет обратно
продолжать сбор желудей. Для этого он поднимается с ней на нижнюю ветку
дерева и видит оттуда двух появившихся молодых людей (братьев). Младший
собирает в вязанку хворост, старший, взяв в руки одну ветку, танцует с нею в
руке, дирижирует в такт музыке, любуется на окружающую природу.
Округлыми движениями «подгоняет» младшего брата, руководит его
действиями, заставляя одного взять вязанку. Мороз сердится, но ничего не
предпринимает, и, когда молодые люди ушли, дает выход своим эмоциям в
сольной вариации - «не люблю лентяев» (он еще не вступил полностью в
свои права, а ему очень хочется наказать старшего). После уходит со сцены.

Действие 1. Зимний лес
(сцена: «Природа не трепит лени»)

Звучит музыка, символизирующая приход зимы. Возникает световой
эффект падающих снежинок. Над двумя деревьями, стоящими по краям
сцены, падает искуственный снег, остающийся на ветвях. Появляется Мороз,
он везет перед собой большие сани с сугробом снега в большом раскрытом
мешке. Рассыпает его вокруг.

На сцену через верхнюю площадку на ветке дуба выбегают три снегиря. Один из них идет «вразвалочку», похлопывая себя крыльями, неспеша огглядывается вокруг в поисках корма. Два других собранны и быстры.Они деловито обследуют все дерево и улетают. Снегирь – лентяй прогуливается по ветке. Мороз дует на него холодом, снегирь коченеет, Мороз кладет его в свои сани.

Из-под сугроба вылезает медвежонок. Он начинает играть сам с собой
и утыкается в Мороза. Мороз дует на него, медвежонок коченеет, Мороз
кладет его в свои сани.

На сцену выскакивают три зайца. Они играют друг с другом. Один заяц
демонстративно садится под дубом, отдыхая, два остальных исследуют
поляну в поисках пищи. Удаляются из виду. В этот момент Мороз дует
ветром на оставшегося зайца, тот коченеет, Мороз кладет его в сани.

Оглядев еще раз все вокруг Мороз легким дуновением зажигает
искорки-снежинки на заснеженных деревьях, встает сзади саней на их
полозья, берется за высокую спинку, отталкивается несколько раз ногой от
земли, сани легко трогаются вперед. Свет гаснет.

Действие 2. Дворец Мороза

Сцена: «хозяин Дворца»

Из полной темноты начинают просвечивать флюоресцирущие детали
внутреннего убранства Дворца. Вся картина решена в бело-черно-голубых
тонах. Мороз^стоя сзади саней? въехал в парадные двери Дворца. Он освещен
приглушенным лучом. Остановил сани, сошел с них, подошел к большому
очагу - «камину», положил в него две большие сосульки из вязанки,
стоящей около камина, зажег в нем своим дуновением черный огонь - один
язык пламени, лениво колеблющийся. Очаг изнутри наполнился голубым. светом. Постепенно возникло и усилилось до среднего голубое освещение
всего Дворца. Мороз дуновением отодвинул портьеры, за которыми
оказались ниши с локальной белой подсветкой, в нескольких из них стояли
ледяные (в полиэтиленовых чехлах) фигуры животных и птиц, большинство
ниш были пусты. (По 4 ниши с каждой стороны от стоящего в центре очага,
расположены по дуге). Полюбовался на изваяния, вернулся к саням, перенес
снегиря, медвежонка и зайца в свободные ниши, дуновением задвинул
портьеры, подбросил в очаг еще сосулек, черный огонь разгорелся и
забушевал.

Из-за каждой портьеры появилось по языку черного пламени, начался
«танец Черного огня», в ходе которого Мороз солирует. В освещении
добавился белый свет, оно усилилось до яркого, почти заливного. На
финальный аккорд Мороз жестом распахнул все портьеры. Вновь
поставленные окоченевшие животные превратились в ледяные статуи - тоже
покрытые полиэтиленовыми чехлами. Огонь успокоился. Свет снизился до
средне-голубого, Мороз задернул портьеры, встал на сани и выехал из
Дворца обратно в лес. Дворец погрузился в темноту.

 

Действие 3.

Двор и дом лесничего.

Из темноты высвечивается лучом Мороз, который выезжает на санях из
леса, оставляет их справа около рампы, входит во двор. С момента остановки
саней свет начинает прибавляться, становятся видны двор и стена дома
лесника. Мороз берет из саней мешок, вносит его во двор, ставит на землю,
раскрывает его. В мешке снег, которым он начинает укрывать недостаточно
покрытые снегом кусты во дворе. Выходит со двора. В этот момент из леса
появляется лесничий. Он несет рождественскую елку. Они приветствуют
друг друга. Мороз идет к рампе, садится на край саней и начинает наблюдать
за происходящим в доме и во дворе.

Сцена: «характеры братьев».

Сцена поворачивается. Становится видно внутреннее помещение дома,
дополнительно освещенное направленным светом. Старший сын читает в
кресле-качалке, слегка раскачиваясь. Мать собирает в сумку, стоящую на
столе, несколько продуктов (собирается в дорогу). Младший сын играет,
прячась от матери под креслом старшего, под столом. В очаге медленно
двигается один язык пламени, сидя на коленях.

Отец оставляет елку во дворе. Стучится в дом. Младший сын выбегает,
радуется увиденной елке, зовет из дома старшего брата и мать посмотреть на
нее. Мать выходит во двор с младшим сыном, старший остается сидеть и
читать. Отцу приходится самому идти за ним. Отец и старший сын
осторожно берут елку и вносят ее в дом. Старший выполняет это с явной
неохотой. Младший пытается помочь, придерживает дверь, ищет в углу и
ставит на середину дома основание для елки, в которое отец и старший сын
устанавливают елку.

 

G

 
 

В момент внесения елки в дом Мороз встает и, видя, что все
скрываются в доме, добавляет холодного ветра. Его порыв через открытую
дверь задувает слабый красный огонь в очаге (1 язык пламени).
Дополнительное освещение дома прекращается. Отец подбрасывает в очаг
последнее полено, лежавшее около очага, дает старшему брату коробок
спичек и просит принести еще дров. Тот переадресует просьбу и коробок
младшему и садится вновь за чтение. Младший приносит поленьев. Видя, что
его просьбу выполняет младший сын, и поленьев он принес немного, отец,
недовольно обойдя кресло старшего, выходит во двор и возвращается с
большой охапкой дров. Пока отца не было, младший брат зажег очаг спичкой
и продолжает баловаться ими: зажигает вторую, третью. При зажигании
очага в нем возобновляется дополнительная подсветка, а общее освещение
дома незаметно увеличивается до прежнего уровня только после того, как все
спички уже потухли. Входит отец с охапкой дров, видит, что младший балуется со спичками, отбирает у него коробок и отдает в руки старшему.
Младший в это время отходит к рампе и прячет в карман одну спичку,
которую он успел вынуть из коробка, но не зажег.

Мать уже собралась, они с отцом прощаются с детьми. Старший встает
для прощания и кладет коробок со спичками (который он держал в руке) на
полку около очага, но отец, видя это, прячет коробок ему в наружный
нагрудный карман душегрейки, в которую старший сын одет. Родители
прощаются и уходят.

Младший сын продолжает танцевать вокруг елки, пристает к старшему,
сидящему за книгой, тянет его танцевать вместе. Огонь в очаге делает
активные, амплитудные движения, стараясь своими яркими всполохами
(добавляются световые эффекты) помочь младшему брату обратить на себя
внимание старшего. Младший подбрасывает в очаг поленья, в нем двигаются
уже три языка пламени, световые эффекты мерцания огня усиливаются,
младший двигается вокруг елки, вновь пристает к старшему. Старший брат,
рассерженный постоянным приставанием младшего, встает (огонь начинает
предостерегающе метаться в очаге) и, нахлобучив на него его пальто,
выставляет младшего во двор, тот пытается вернуться, но старший припирает
дверь изнутри ухватом и вновь садится за книгу. В момент выхода младшего
брата во двор акцент освещения перемещается вместе с ним.

 

На улице холодно, младший брат старается согреться, пританцовывая и похлопывая себя по бокам. Хлопнув себя в очередной раз, вспоминает, что под рукой в кармане спичка. Пытается соорудить костер, зажечь его, но костер тухнет. Мороз, все время наблюдавший за происходящим, дует на младшего брата холодным ветром, младший окоченевает, Мороз уносит его на сани. Огонь в очаге начинает неистово рваться по направлению к старшему брату (языки огня по очереди пытаются выбежать из очага, но остальные два удерживают беглеца за руки и возвращают обратно), но старший брат зачитался и уснул. Довольный Мороз уезжает. Огонь обессиленно оплакивает потерю и затухает. Появляются возвращающиеся отец и мать. У них в руках коробки,
обернутые подарочной бумагой и перевязанные лентой. Они пробуют
запертую дверь, требовательно стучат, старший сын просыпается, чувствует,
что в доме холодно и полутемно, подходит к двери и открывает ее.
Удивляется, увидев вместо младшего брата родителей, выбегает мимо них во
двор, но там младшего нет.

Старший исполняет сольный «танец о потере». На время танца он
остается освещенным одним лучом света, вся остальная сцена в темноте.
Соло заканчивается во дворе, свет добавляется до среднего, отец выносит
старшему брату его пальто и указывает идти на поиски. Свет гаснет.

Действие 4. Лес
(сцена: «Встреча»)

Вновь появляется Мороз на своих санях, останавливается, подсыпает
побольше снега на один куст, подбирает уже замерзшую белку в свои сани,
собирается тронуться дальше. В это время сзади появляется старший брат.
Он видит Мороза на санях, догоняет и обгоняет сани, Мороз
останавливается, старший брат исполняет перед ним фрагмент соло о потере. Мороз приглашает брата с собой, они встают на сани и уезжают.

 

Действие 5. Дворец Мороза.

Сцена: «хозяин Дворца».

Въехав и остановившись по середине зала своего дворца, Мороз
повторяет свои дейстивия: подошел к очагу, положил в него две большие
сосульки из вязанки, стоящей около камина, зажег в нем своим дуновением
черный огонь. Старший брат в это время с интересом оглядывает
окружающее великолепие. Мороз дуновением отодвинул портьеры, кроме одной, демонстрируя старшему брату ледяные фигуры. Полюбовавшись на
них, Мороз вернулся к саням, властным жестом показал старшему перенести
белку в пустую нишу. Портьеры закрылись, Мороз подбросил сосулек в
очаг, черный огонь разгорелся. Повторяется танец черного огня с соло
Мороза. Портьеры вновь раскрылись, кроме одной, белка стала ледяной.
(Освещение аналогично Действию 2)

Старший брат понимает, что он попал в царство холода. Он не
разбирая дороги ринулся по залу в поисках выхода, но двери оказались
закрытыми. Это бегство вызвало смех Мороза. Продолжая смеяться, он
подошел к своему очагу и показал, что черный огонь ничего не делает с его
руками - черный огонь ласково гладил и касался рук Мороза. Мороз подвел
старшего к очагу и протянул его руки в огонь, демонстрируя, что и ему
огненные языки не причиняют никакого вреда, а лишь «ласково лижут».

Старший брат, продолжая выражать свое несогласие, выдергивает
свои руки из огня и из рук Мороза, разбрасывает по залу ледяные поленья и
тем самым тушит черный огонь. Это вызывает у Мороза лишь очередной
смех. Он подходит к единственной все время закрытой портьере, отодвигает
ее. За ней ледяное изваяние младшего брата (в дополнительном луче света).
Старший брат раздавлен, опустошен, убит горем. Он обращает свой взор на
Мороза, в ужасе обходит вокруг Мороза, как бы впервые внимательно
разглядывая его.

Подождав, пока старший брат рассмотрит его хорошенько, Мороз жестами приказывает старшему собрать все разбросанные ледяные поленья
обратно в очаг. Старший повинуется. Мороз зажигает черный огонь,
закрывает портьеру с младшим братом, встает на сани и выезжает из дворца. Старший брат исполняет танец «раскаянье». Это лирическая
кульминация,
соло скорби, отчаянья и раскаянья. По ходу танца старший
брат бросается к портьере, за которой стоит младший брат, отдергивает ее,
пытается своим теплом и дыханием согреть ледяное изваяние. Но тщетно. Изваяние продолжает звенеть при легком постукивании по нему, старший
понимает, что лед остается льдом. Он начинает хаотично раскрывать все
портьеры подряд. В финале танца в смятении чувств старший брат выбегает
на авансцену, прикладывает руки к разрывающемуся от безысходной боли
сердцу и вдруг чувствует, что что-то встретилось на пути его прижатых к
сердцу рук. Это коробок спичек благоразумно оказавшийся в его нагрудном
кармане по настоянию отца! Сцена: «борьба за тепло». Старший брат подходит к очагу и зажигаетспичкой небольшой красный язык пламени (в очаге появляется четвертыйтанцор, сидящий на коленях). Но языки черного огня дружно набрасываютсяна него и гасят - он исчезает. Старший брат пытается зажечь сразу два, триязыка красного пламени, помогает им, раздувая очаг. Красный огонь веселоразгорается. Старший брат исполняет сольную вариацию - «последняянадежда». В процессе ее исполнения полиэтиленовые чехлы с ледяных фигурначинают медленно съезжать вниз, фигуры оживают и присоединяются к еготанцу. Сначала старший брат не замечает их - они выполняют с нимподдержки. Заметив помощь, радуется вместе с животными. Втроем с двумяиз них подходит к очагу и каждый совместно с одним языком пламени изочага танцуют дуэтно-групповую композицию победы тепла. На протяжениисцены освещение из голубого переходит в белое и далее в белое с красным. Старший брат подбегает к младшему, помогает ему окончательно
освободиться ото льда. Старший и младший исполняют дуэтный танец «прощение». Это динамическая кульминация. Заливное освещение всего Дворца. Ожившие звери и птицы присоединяются к танцу на втором плане в качестве массовки. Братья убегают.

 

Эпилог

Дом лесничего

Сцена: «сознательная сопричастность».

Освещение дома яркими локальными цветными пятнами. Братья
вместе раскрывают принесенные родителями коробки, достают из них
елочные украшения и начинают вешать их на елку. Младший не может
дотянуться до верхних ветвей, старший, видя это, приподнимает его. В дом
входит белка, она принесла несколько орехов на яркой ленте для украшения
елки. Сама вешает их на елку. Входит заяц с морковками - украшениями,
вешает их сам. Появляется еще несколько зверей, младший брат организует
всех в общий хоровод, старший вешает последнее украшение, зовет отца с
матерью, танцующих вокруг празднично накрываемого стола, они
присоединяются к хороводу. В этот момент в дверь заглядывает Мороз и
легким дуновением зажигает на елке огни, после чего исчезат.

Братья выходят из общего круга. Подходят к очагу и начинают
исполнять танец «благодарность огню». Все остальные присоединяются к
ним в качестве массовки. В конце танца языки огня выходят из очага вперед
и ложаться на авансцене. За ними встают братья с родителями и все
персонажи вокруг. Стоп - кадр.

 

Задание композитору.

Тема природы-Мороза

Суровый, неизбежный, справедливый, холодный, неприступно-
неизменный, подчиняющий, стремящийся привести все в порядок,
бесстрастный.

Тембровый колорит темы природы-Мороза - «холодность»
деревянных и медных духовых, ощущение объемности и выпуклости образа
достигается за счет фактуры, когда происходит ее постепенное расслоение на
три плана: мелодия в среднем регистре, баса и аккордового сопровождения.
Регистровый разрыв между этими тремя планами сохраняется; тема
проводится на разных уровнях.

Тема лени

Неустойчивая, обволакивающия, безжизненная, аморфная, мрачная.
Тема лени - саксофон; неустойчивый, прихотливый ритм,
характеризующийся постоянной сменой акцентов - с сильной на слабую
долю такта.

Тема дома-Красного огня
Теплая, жизнеутверждающая, светлая, торжествующая, побеждающая.
Широкая, плавная, колышащаяся мелодия струнных, перетекающая из
среднего в верхний регистр в момент кульминации.

Пролог. Лес

Увертюра - мелодия «Осенней песни» (Чайковский «Времена года»),
затем сцена «В природе должен быть порядок», организованная в форме
рондо, где из темы природы появляется в виде подголоска тема лени,
выходящая на первый план и прерываемая темой природы в более резком и
назидательном ее звучании (повторяется три раза). После своего
 


первоначального проведения в умеренном движении (moderato) тема
природы (рефрен) излагается несколько ускоренно (allegro), а при последнем
появлении - утверждается более продолжительно, развернуто и рельефно.

Действие 1. Зимний лес.

Короткое вступление - мелодия «На тройке» (Чайковский «Времена
года»).Сцена «природа не терпит лени» организована аналогично прологу. Первыйраз тема природы с солирующей флейтой, второй раз солирующей
валторной, третий раз с солирующим кларнетом. Тема лени каждый раз
исполняется саксофоном. Второй раз ее проведение звучит предостерегающе
и коротко. Возврат темы природы короткий с литаврами piano и
треугольником (дуновение и окоченение).

 

Действие 2. Дворец Мороза.

Общее настроение сцены - суровости и холодности. Музыкальные
образы поддерживаются низко звучащими медными духовыми,
обрамленными вихревыми пассажами флейт и кларнетов в верхнем регистре
(леденящий «черный огонь»). Танец Черного огня с соло Мороза -
дальнейшее развитие темы природы-Мороза, построенное на основе
вариативного развития - динамического, регистрового и тонального.
Происходит значительное нарастание звучности, постепенный подъем к
более высокому регистру, уплотнению фактуры. Постепенный спад
звучности и регистра после кульминационного аккорда снова возвращает к
начальному.

Действие 3. Двор и дом лесничего

Действие открывается небольшим вступлением, основанным на сжатых
интонациях темы природы-Мороза.

Сцена «характеры братьев»: тема дома-Красного огня.
Кратковременное вступление темы лени. Перекличка двух тем,
разрешающаяся диссонансным аккордом (дуновение ветра, погасившее очаг).
Далее тема дома-красного огня развивается солирующим альтом (младший
брат). Завершается короткой и яркой дуэлью с темой лени с солирующим
саксофоном (старший брат). Финал темы - deminuendo альта (младший брат
начинает замерзать во дворе).

Контрабас ожесточенно солирует в коротком проведении темы природы
(Мороз забирает младшего брата).

Вновь звучит тема дома-красного огня - струнные. Ее мелодия звучит
«свернуто» (остается только ее «зерно»), отделяется от сопровождения и
заканчивается зыбкими аккордами. Это возврат родителей. Мощной
полифонией врывается в нее тема лени, начинается танец о потере.
Постепенно инструменты умолкают, остается один саксофон.

Действие 4. Лес

Сцена «встреча». Тема природы-Мороза звучит настороженно и сжато.
Фрагмент танца о потере - саксофон жалобно и приглушенно, скрипки на
втором плане.

Действие 5. Дворец Мороза

Образно-интонационная сфера полностью созвучна музыкальному
материалу второго действия, в который короткими штрихами начинает
вкрапливаться тема лени - как реакция старшего брата на происходящее. Ее
отдельные элементы объединяются и образуют яркий, законченный мелодический образ, вступающий в активную борьбу с темой природы-
Мороза. Соперничество тем оканчивается победой темы Мороза, она
торжественно проводится в разных регистрах.

Лирическая кульминация - танец «раскаянье» - постепенное
преобразование мелодических интонаций темы лени под воздействием темы
дома-Красного огня. Начало - солирующий саксофон удрученно ведет тему
«лени», на втором плане скрипки, в них начинает проявляться тема дома-
Красного огня, которая развивается, ее подхватывает саксофон.

В самом начале сцены «борьба за тепло» господствуют два образа:
Черного огня и дома-Красного огня. Тема Красного огня утверждается у
саксофона, который присоединяется к струнным. Созданию живой
музыкальной картины противостояния способствуют тембровые и
регистровые контрасты в проведении соответствующих тем-образов; тема
Красного огня становится господствующей.

Далее следует динамическая кульминация - дуэтный танец двух братьев
«прощение», во время которого в последний раз возникают интонации темы
лени - как раскаяние и просьба о прощении. Они растворяются в теме дома-
Красного огня, последовательно охватывающей все регистры в ярком
оркестровом tutti.

Эпилог. Дом лесничего.

Нежное, мягкое, лирическое проведение темы Красного огня с
перекличкой солирующих саксофона и альта; включение небольших
тематических эпизодов - отдельных интонаций темы природы-Мороза,
мажорно и тепло окрашенных.

Танец «благодарность огню» - восходящее мелодическое движение
темы дома-Красного огня из среднего регистра, при котором альт
подхватывается всей группой струнных, а саксофон - медными духовыми.
Это восходящее движение устремляется к торжествующему финальному аккорду.
 

Текст

Татьяна Спасская

Похожие

Нет записей

Нет тегов

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 19 гостей


Страница создана за 0.17 секунды
Общее время SQL: 0.018 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00095 секунды