Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Учебные материалы

Статьи, курсовые и дипломные работы, рефераты и другие материалы.

Маленькая волшебница

Либретто-постановочный план одноактного балета по мотивам произведения О. Пройслера «Маленькая волшебница»

24 фев 2017

Жанр - юмореска

Сверхзадача:   Доброта - всепобеждающая сила

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

 

Действующие лица:

  1. маленькая колдунья
  2. старая колдунья
  3. интеллигентная пара (юноша и девушка), 2 мальчика
  4. колдуньи, группа подростков

Краткое содержание, задания балетмейстеру и художнику

 

Действие 1. Жилище колдуний.

На сцене две комнаты, сообщающиеся через приоткрытую дверь.
Левая: небольшая комната-спальня с простым топчаном вместо кровати,
правая: большая комната с полным набором мебели - стол, кровать, шкаф, два
стула, комод, окно, дверь в маленькую комнату и дверь на улицу.

Открывается занавес. Приглушенное освещение сцены (вечер). Старая
колдунья входит в большую комнату с улицы, берет метлу, стоящую около
кровати, ставит ее недалеко от стола, делает по направлению к ней пасс
свободной рукой, сопровождающийся вспышкой светового луча, метла
остается стоять вертикально без дополнительной опоры. Старая колдунья
начинает танец «заговор метлы», сопровождающийся резкими и громкими
звуками в музыке. Танец сопровождается появлением и круговым
движением цветных световых пятен по пространству большой комнаты.
Громкие звуки будят маленькую колдунью, которая с самого начала
действия спала в маленькой комнате на топчане. Она встает, подходит к
приоткрытой двери и начинает наблюдать за действиями старой колдуньи,
стараясь остаться незамеченной. В конце танца метла вздрагивает и
поворачивается горизонтально, «повиснув» в воздухе. Цветные световые пятна мгновенно исчезают. Старая колдунья садится на метлу и улетает со
сцены через дверь.

Маленькая колдунья оглядывает маленькую комнату, видит в углу
метлу, берет ее, выходит в большую комнату, пытается поставить ее
вертикально посередине комнаты. Безуспешно. Метла два раза падает. Тогда
маленькая колдунья ставит стул спинкой вперед и прислоняет метлу к нему.

Маленькая колдунья пытается подражать старой, исполняет свой
вариант только что подсмотренного танца «заговора метлы». Ее движения
резкие, хаотичные, без последовательной логики движения. Появляются
хаотичные всполохи цветных световых пятен, но без кругового движения.
Метла не поддается. Тогда маленькая колдунья берет ее в руки и начинает
уговаривать в процессе танца. Световые пятна начинают «раскачиваться» в
такт с движениями маленькой колдуньи. Метла «уговаривается»:
вздрагивает, поворачивется горизонтально, обрадованная маленькая
колдунья садится на нее верхом. Делает победный круг по комнате и
улетает на улицу (авансцену) через дверь.

На улице (авансцене) она исполняет танец - «удовольствие от полета».
(Ей удалось самостоятельно полететь первый раз в жизни). В процессе танца она бережно обращается со своей метлой, поглаживает ее, играет с ней.
Освещение дома гаснет, танец проходит в луче, меняющем свой цвет. На
метле появляется «живой» зеленый лист. Маленькая колдунья видит его, но
не понимает причины его появления. В конце удаляется со сцены. Луч гаснет.

Действие 2. Ущелье в горах.

Из темноты белыми лучами начинают выхватываться участки сцены,
в рассеянном свете лучей становится видна вся сцена. Ночь. На плоской
площадке среди скал несколько колдуний танцуют каждая свой танец.
Прилетает старая колдунья на метле, (сопровождается искрящимися белыми точечными всполохами), все с почтением приветствуют ее, прервав свои
движения. Старая колдунья садится на высокое каменное ложе в середине
сцены и танец становится общим. Добавляется немного белого заливного
света. С краю сцены появляется маленькая колдунья на метле, прислоняет
метлу к скале и из-за края скалы начинает наблюдать за происходящим на
площадке, пробует повторить движения, которые видит в исполнении
танцующих колдуний. Она отслеживается лучом света. Из других расщелин
появляются еще несколько колдуний, постепенно присоединяются к танцу.
Повторив несколько раз движения общего танца, маленькая колдунья
присоединяется к остальным. Старая колдунья встает со своего ложа, делает
хлопки и размашистые движения руками, которые повторяют все колдуньи,
в том числе и маленькая колдунья. В кульминационный момент танца
старая колдунья начинает вращаться на месте с высоко поднятыми руками,
все вторят ей. Она останавливается и опускает руки вниз, все колдуньи
повторяют это движение, но с большей интенсивностью - практически
ложатся на землю. Только маленькая колдунья пропускает этот момент и
продолжает усердно и с удовольствием вращаться с поднятыми руками. Тем
самым она обращает на себя внимание всех. Все колдуньи отходят от
маленькой колдуньи, оставив ее одну  посреди  площадки.

Старая колдунья идет к центру площадки. Там старая колдунья
обращается жестом к одной из колдуний, та идет за своей метлой, берет ее в
руки и, потрясая ею, вызывает громовые раскаты, молнию (стробоскоп) и
шум дождя. Старая колдунья обращает свой жест на маленькую колдунью,
та оглядывается вокруг, бежит за своей метлой, размахивает ею, но у нее
появляется радуга на заднике сцены и слышится щебет птиц на фоне
приятного певучего звука. Сама маленькая колдунья в момент колдовства
перекрестно освещается несколькими цветными лучами света. Колдуньи
прикрывают глаза руками, отворачиваются от радуги, смеются над ней,
указывая своими руками на ее метлу. На метле появляется второй зеленый
лист.

Старая колдунья жестом удаляет радугу и пение птиц, обращается к
другой колдунье. Та также берет свою метлу, проводит ею несколько раз по
большому валуну, тот распадается на несколько (три-четыре) непонятных существ, разбегающихся  в стороны с отталкивающим шипением.

Старая колдунья предлагает маленькой сделать что-либо похожее.
Маленькая колдунья подходит к сухому дереву, колдует метлой на него
(аналогичное световое оформление), на дереве распускаются цветы, а на ее
метле третий зеленый лист.

Старая колдунья в негодовании отбирает из рук маленькой колдуньи
ее метлу, срывает с нее зеленые листья и топчет их, машет этой метлой
поочередно на двух колдуний, они становят горбатыми и скрюченными.
Показав тем самым, что метла маленькой колдуньи «работает» совершенно
«нормально», старая колдунья отдает ее маленькой и просит повторить
продемонстрированное только что колдовство. Маленькая колдунья машет
метлой на сгорбленных колдуний (снова цветное освещение маленькой
колдуньи), те выпрямляются, становятся «стройнее, чем были» и
демонстрируют свою новую гибкость и грациозность небольшой
танцевальной вариацией. На метле вновь появляется один зеленый лист.

Старая колдунья подходит к ложу, над изголовьем которого в
углублении скалы стоит богато изукрашенный фолиант. На фолианте
концентрируется луч света. Старая колдунья вручает этот фолиант
маленькой колдунье (в одной руке у той метла, в другой фолиант),
закручивает ее колдовским вихрем, который против желания маленькой
колдуньи уносит ее, вращающуюся, прочь. На протяжении этого действия
остальные колдуньи осуждающе насмехаются над маленькой колдуньей.

Старая колдунья жестом останавливает насмешки колдуний и вновь
заводит общий танец. Освещающие сцену перекрестные лучи поочередно
гаснут, скрывая во тьму движения колдуний.

 

Действие 3. Большая комната колдуний и часть улицы.

Яркий свет освещает комнату колдуний. Продолжая навязанное
вращение, маленькая колдунья попадает обратно в дом, ее вращение
останавливается, она кладет фолиант на стол, метлу прислоняет к стене и
исполняет сольный танец маленькой, плачущей, обиженной колдуньи. ( Над
ней насмехались все, так как она колдовала по-своему, обидно выставили
прочь вихрем (самым позорным способом перемещения), как полную
неумеху, не позволив улететь самой). Это лирическая кульминация.

Маленькая колдунья подходит к столу, раскрывает фолиант, листает
страницы, водит пальцем по строчкам, погружается в чтение. Вдруг
радостно подпрыгивает, бежит к метле, ставит ее вертикально, делает на нее
пассы свободной рукой (две вспышки стробоскопа), метла замирает
вертикально сама. Маленькая колдунья радуется этому, замечает на метле
один зеленый лист, срывает его, бросает на пол, продолжает веселиться.

Вторично обращает внимание на лежащий на полу лист, поднимает
его, подходит к столу, ищет в книге другое место, возвращается к метле и
приращивает лист обратно. Тут же на метле появляется второй лист.
Маленькая колдунья недоуменно пожимает плечами, возвращается к столу
изучать книгу. Смотря в нее, руками заучивает необходимые для колдовства
жесты. Звучит лирическая музыка и на уличную часть сцены выходит юноша
с девушкой. Они прогуливавются. Освещение комнаты колдуний
убавляется, а уличной части сцены становится более ярким. Неожиданно на
сцену вываливает компания парней, шумящих, толкающихся и задирающих
друг друга. Они начинают приставать к гуляющей паре. Маленькая
колдунья слышит шум, выглядывает из комнаты на улицу. Видит, что там
происходит. Ее начинает сопровождать луч света. Маленькая колдунья
возвращается к столу, несколько мгновений смотрит в фолиант, берет метлу и колдует по направлению происходящего на улице, оставаясь при этом в
комнате. Парни хулиганской группы против своего желания пускаются в
перепляс в стиле брейка, через четыре музыкальных фразы стиль музыки
сменяется на русскую плясовую, и они вынуждены сменить стиль танца на
народный скомороший перепляс, а еще через четыре фразы стиль музыки и
движения переходят на хип-хоп и парни удаляются со сцены. Своим
поведением они сначала очень напугали, а затем рассмешили гуляющую
пару, которая тоже удаляется. Освещение вновь перераспределяется в
сторону комнаты. Луч снят. Маленькая колдунья ставит метлу к стене,
погладив третий зеленый лист, появившийся на метле в процессе
последнего колдовства, и снова недоуменно пожимает плечами.

Маленькая колдунья продолжает изучать фолиант, на это время (две
музыкальных фразы) музыка приобретает таинственно-волшебный оттенок.

Характер музыки снова меняется на бодрый, жизнерадостный марш,
на сцене со стороны улицы появляются два мальчика, перебрасывающиеся
баскетбольным мячом. Освещение перераспределяется в сторону улицы.
Ребята исполняют дуэтный танец игры в мяч. Один из мальчиков
подпрыгивает за мячом, но промахивается и, приземлившись,
подворачивает себе ногу. Остается сидеть на земле, плачет (плач
изображается музыкой). Его товарищ помогает ему встать, но, сделав
несколько шагов, он опять опускается на землю.

Оторвавшись от фолианта в начале плача, маленькая колдунья с
недовольным и рассерженным видом идет смотреть, что такое на улице снова отвлекает ее? Маленькая колдунья решительно выходит на улицу в тот
момент, когда товарищ помогает мальчику подняться с земли, и тот, делая на
глазах у маленькой колдуньи несколько шагов, хромая, вновь опускается на
землю. Маленькая колдунья обходит вокруг детей, гладит мальчика по
больной ноге и спешит в дом за метлой. Перед самым выходом из двери
обратно на улицу «спохватывается» (метла испугает ребят), крутит метлу в
руках, пробует спрятать ее подмышку, за спину, оставляет ее в комнате, выходит к детям и, как будто поглаживая больную ногу мальчика, старается
незаметно для детей сотворить колдовство, что сопровождается добавочным
перекрестным осещением ее цветными световыми лучами. Закончив,
маленькая колдунья показывает мальчику, чтобы он попробовал встать.
Мальчик встает, радостно опирается и несколько раз подпрыгивает на
только что больной ноге, дети радуются. Маленькая колдунья берет в руки
мяч, подбрасывает его вверх, а сверху возвращаются уже 2 мяча, ребята
ловят их и исполняют короткую вариацию игры с двумя мячами, после чего
убегают. Маленькая колдунья возвращается в дом, берет прислоненную к
стене около двери метлу (чтобы поставить ее на место) и видит, что на
метле распустился маленький букет цветов. Она удивленно вертит метлу в
руках и ставит ее на место. Маленькая колдунья возвращается к своему
занятию. Занавес закрывается.

Действие 4. Ущелье в горах.

Занавес открывается, освещение аналогично Действию 2. Старая
колдунья сидит на ложе, колдуньи танцуют общий танец. На этот раз у
каждой в руках ее метла. Прилетает маленькая колдунья на метле с
фолиантом в руке, как и в первом действии в сторонке вспоминает
движения общего танца и присоединяется к танцующим. Старательно
увлеченная танцем пропускает момент всеобщего замирания и обращает на
себя внимание всех. Колдуньи расступаются, а старая колдунья жестом
предлагает маленькой продемонстрировать, чему та научилась. Маленькая
колдунья сначала с благодарностью возвращает фолиант, берет в руки свою
метлу и уверенным и веселым шагом, дирижируя метлой, как
капельмейстер, идет в центр площадки. Колдуньи, видя метлу всю в цветах
и листьях, издают общий скорбный звук.

Начинается динамическая кульминация. Маленькая колдунья, не
замечая всеобщего осуждения, делает размашистые круговые движения метлой. Сконцентрированные на ней цветные световые лучи начинают
быстрые круговые движения по всей сцене. Зеленые листья начинают
появляться на каждой метле. Это вызывает недолгое оцепенение колдуний,
они обращают свой взор на старую колдунью, и видят, что на ее метле (она
толще других) появляются не листья, а небольшие букетики цветов. Старая
колдунья освещается в этот момент всеобщего к ней внимания белым
лучом.

Старая колдунья потрясает своей метлой, но это вызывает радугу и
щебет птиц при звуках прозрачной волшебно-звенящей музыки. Колдуньи
начинают хаотичное движение по сцене, как будто они впервые видят друг
друга и это место. Постепенно нарастает цветное заливное освещение
сцены. Маленькая колдунья организует остальных колдуний в общий
хоровод, выводит старую колдунью в его середину, и управляющей
хороводом становится уже старая колдунья. Маленькая колдунья начинает
по очереди выводить на сцену и добавлять в общий хоровод юношу с
девушкой, двух ребят, компанию парней, после чего сама выходит на
авансцену и любуется картиной, которую сама сделала. Хоровод плавно
перетекает в несколько линий, проходящих сквозь друг друга и по очереди
кланяющихся на авансцене.

 

Задание композитору

Тема маленькой колдуньи - тема природной, естественной доброты.
Светлая, жизнеутверждающая, подвижная, шутливая. Тема содержит яркие
изобразительные штрихи - легкое staccato придает оттенки волшебной
прозрачности. Мелодия развивается скачкообразно, с явным гротеском.

Тема колдовства - тема причинения зла, боли, насилия - мрачная,
темная, низходящая из среднего в низкий регистр, последовательность
острых, неустойчивых аккордовых сочетаний. Остинатные ритмические
фигуры, внезапные акценты в низком регистре, сумрачные тембры создают
таинственный и зловещий колорит.

Появление каждого зеленого листа подчеркивается фигурацией
струнных.

Действие 1. Жилище колдуний.

Небольшое вступление построено на сдержанном, спокойном
проведении темы маленькой колдуньи мягкого, лирического характера (ее
сон). Вступление неожиданно прерывается темой колдовства, постепенно
развивающейся в средних регистрах. Это начинается танец «заговор метлы».
Колючие интонации темы колдовства добротны и устойчивы, с
неожиданными резкими и громкими акцентными звуками на слабых долях
такта. В нее проникают отдельные интонации темы маленькой колдуньи,
сжатые, не получающие дальнейшего развития.

Танец заканчивается восходящим глиссандирующим пассажем
духовых инструментов (старая колдунья улетела).

Танец «заговора метлы» маленькой колдуньи начинается с
продолжения предыдущей темы в гротесково-подражающем характере,
развивающейся в атмосфере азарта и задорной шутки. Проявляется тема
маленькой колдуньи: она приобретает самостоятельные черты.
Освободившись от интонаций темы колдовства, эта тема становится
грациозной и непринужденной, с элементами изящной лиричности.
Завершение танца - небольшие «вихревые» пассажи в высоком регистре.

Танец «удовольствие от полета»: атмосфера детской радости и
удовольствия переданы в светлом звучании струнных и деревянных
духовых в среднем и высоком регистрах.

Действие 2. Ущелье в горах.

В коротком вступлении тема колдовства дается небольшими мазками-
мотивами, попеременно звучащими в разных регистрах у разных
инструментов, создающих «пеструю» тембровую картину.

Мрачные фигурации струнных в низком регистре (прилет старой
колдуньи) начинают общий танец колдуний, в котором тема колдовства
развивается пульсирующими ритмическими проведениями на фоне
неустойчивых гармоний и неожиданных резких акцентов ударной группы.
Короткие тематические элементы начинают «эхом» повторяться в верхнем
регистре, переплетаясь с темой маленькой колдуньи, а затем ее тема
вливается в общее звучание. В конце общего танца колдуний тема
колдовства неожиданно прекращается, а тема маленькой колдуньи звучит
одноголосно на протяжении еще нескольких тактов.

Далее происходит «соревнование» двух тем, при котором тема
колдовства звучит назидательно, резко и выпукло, почти кричаще, а тема
маленькой колдуньи - насмешливо, грациозно, шутливо и прозрачно.
Последнее проведение темы колдовства характеризуется проникновением в
нее интонаций темы маленькой колдуньи, в ней появляются элементы
легкости и прозрачности. Танец «вручение фолианта»: тема колдовства звучит помпезно и торжествующе. Мелодические фигурации струнных звучат сдержанно  и плавно, инструменты духовой группы перекликаются между собой на фоне острого ритмического остинато ударных.

Продолжается общий танец колдуний.

Действие 3. Большая комната колдуний и часть улицы.

Сольный танец маленькой колдуньи основан на лирической
разработке ее музыкальной темы; характеризуется нисходящими
мелодическими проведениями из верхнего в средний регистр и
оетинатными аккордовыми последовательностями в среднем регистре. Это
лирическая кульминация.

Танец переходит в аккордовый музыкальный эпизод, заключающий в
себе контрастный образ, хотя природа его также танцевальна. После
изящного и легкого танца, который постепенно замедляет свой бег, идет
медленная, плавная, несколько задумчивая аккордовая последовательность,
построенная на прихотливых ритмических «перебоях» двух- и
трехдольного метра, постепенно «застывая» в созерцательной неге
оцепенения - погружения в волшебный фолиант.

Далее неожиданно, без постепенного перехода, возникает «взрыв»
вихревого, устремленного вверх движения. Два блестящих как бы
«глиссандирующих» пассажа создают эффект ослепительной вспышки
света. Тема маленькой колдуньи звучит очень радостно и «открыто» на forte
в верхнем регистре в сложной многоплановой фактуре. Движение
становится все более стремительным, приобретая характер веселого
грациозного танца.

Следующие далее сцены построены рондообразно - отдельные
мелодические эпизоды связываются воедино рефренным проведением темы
маленькой колдуньи. Возврат к чтению фолианта отражается гнусаво-насмешливой вариацией саксофона и волшебно-растворяющимися
акцентами колокольчиков.

Действие 4. Ущелье в горах.

Вновь звучит общий танец колдуний. В него начинает активно
проникать и разрабатываться тема маленькой колдуньи. Вновь в его конце,
после прекращения звучания остается одноголосная тема маленькой
колдуньи.

Далее начинается ее фактурная, объемная разработка, ведущая к
динамической кульминации - объединению темы маленькой колдуньи с
видоизмененной темой колдовства, получающей светлую, мягкую окраску
радостного волшебства.

Мелодический материал торжественной коды, подводящей итог всему
действию, основан на развитии тематизма эпизодов рондо из третьего
действия, основой которого служит тема маленькой колдуньи, образующая
изящный, лирически-шутливый «хоровод» сменяющих друг друга
тематических элементов, звучащих в разных регистрах и тембрах.

 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 8 гостей


Страница создана за 0.277 секунды
Общее время SQL: 0.052 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00275 секунды