Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Учебные материалы

Статьи, курсовые и дипломные работы, рефераты и другие материалы.

О методике преподавания бального танца

Педагогу, обучающему «творчеству», приходится непросто

8 дек 2009

Практическое обучение имеет не меньшую значимость, чем теоретическое. Знать и уметь – вещи разные, хотя одно без другого ни к чему хорошему не приводит. Примеров тому множество: автомобиль, компьютер, игра на скрипке, танцевание, прыжки с парашютом – можно себе представить результат, если владеешь чем-то одним: или знаешь – или умеешь.

В творчестве подобная однобокость особенно нежелательна, поэтому педагогу, обучающему «творчеству», приходится непросто. Особенно педагогу, работающему с детьми. И основная сложность в том, что он имеет дело с очень разными «заготовками» для своей деятельности.
Говоря о практических способах обучения детей, необходимо прежде всего определиться, об обучении каких именно детей будет идти речь? Если о массовой группе первого года обучения – это один разговор. Если о группе детей «отобранных» – другой. Если о «продолжающей» группе, имеющий хоть какой-то конкурсный опыт – третий.

А отличаются эти группы друг от друга во-первых способностями, а во-вторых «обученностью».
Словарь русского языка трактует понятие «способности» как «индивидуальные особенности личности, обусловливающие предрасположенность к осуществлению какого-либо вида деятельности». С.И.Ожегов, дающий краткие, но яркие определения, отождествляет способности с талантом, гениальностью. Пожалуй, верны обе трактовки, но сначала это действительно лишь особенности личности, а уже потом, позже – талант и даже гениальность.

Насколько успешно развиваются и формируются способности человека, настолько успешной будет и его деятельность. В связи с этим возникает вопрос, являются ли способности врожденными или приобретенными? Существует мнение, что человек рождается лишь с задатками (то есть с природными предпосылками развития способностей).

Для успешного развития необходимы соответствующие задатки. Способности – это те психические свойства и качества личности, которые являются необходимым условием качественного выполнения конкретной работы.

Сообразительность, находчивость, быстрое и глубокое запоминание материала, быстрое переключение внимания, критичность и самостоятельность ума – это интеллектуальные способности, проявляющиеся во всех видах деятельности человека. Они относятся к так называемым общим способностям. Способности, проявляющиеся лишь в отдельных видах человеческой деятельности, называются специальными способностями. К ним, конечно, относятся способности музыкальные, художественные и пр.
Развитие способностей органически связано с овладением знаниями, материальной и духовной культурой, накопленной в результате исторического развития человечества. Поэтому важно, чтобы педагог опирался на научно-обоснованное и общепризнанное в психологии положение, утверждающее, что способности – это «сплав» природного и приобретенного. То есть, такой важный практический элемент обучения как демонстрация (показ) может быть представлен двояко:
- «смотри и делай как я», то есть просто повторяй, по возможности поточнее. Многим детям легко дается подражание, и результат такого способа обучения может быть достаточно высоким;
- «делай как я, слушай, почему надо делать именно так, оценивай сам то, что делаешь». Такая формула для творческих и думающих детей. И даже если они не самые способные, склонность к самоанализу принесет удивительные плоды. От работы с такими детьми педагог получает огромное удовлетворение.
Использование таких традиционно известных методов практического обучения, как демонстрация (показ), привитие навыков и умений, упражнения (повторяемость), анализ (разбивка на кусочки и их отработка) и синтез (соединение кусочков и отработка связок), наращивание (последовательное усложнение с добавлением новых элементов к уже изученным) и других – дает наилучший результат, если правильно выбран временной момент их применения.

Успешная творческая деятельность требует развитых творческих способностей. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются творческие (например, хореографические) способности, обладают не только профессионалы и учащиеся специальных школ, училищ, вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, но не ставших по различным причинам профессиональными мастерами. Хорошо, если задатки развиваются с детства, но есть много примеров тому, как упорство и труд в зрелом возрасте дали поразительные результаты. Вспомним, к примеру, что известная фигуристка Людмила Белоусова впервые встала на коньки в шестнадцать лет!

Структура способностей к творческой, в частности хореографической деятельности – явление сложное. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства.

К ведущим свойствам хореографических способностей (без учета физических данных индивидуума) относятся:
- свойства творческого воображения и мышления, обеспечивающие создание художественного образа, оригинальной композиции;
- свойства зрительной памяти, художественное восприятие музыки, способствующие созданию ярких образов;
- эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому образу;
- волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
Качества, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических исполнительских приемов и т.д., относят к вспомогательным свойствам.
Подчеркивая исключительную важность одних свойств способностей и отмечая необходимость других, следует помнить, что все они тесно связаны между собой, и лишь их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития творческих способностей. Развитие творческих способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Отсутствие их является непреодолимым барьером в развитии способностей. Однако нельзя отождествлять способности со знаниями, умениями, навыками.

Неумение преподавателей отличать способности учащегося от имеющихся у него знаний, навыков и умений отрицательно сказывается на развитии учащегося. Особенно часто подобные ошибки допускаются при отборе учащихся в специальные учебные заведения.
Илья Репин как-то написал, что и при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Он отмечал, что эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения.
Анализируя способности к творческой деятельности, важно рассмотреть вопрос о том, что такое склонности, как они связаны со способностями. Склонность представляет собой такую особенность личности, которая проявляется в предпочтении какого-либо вида занятий. Как правило, у одного и того же ребенка склонность к какой-то деятельности и способности к ней совпадают и их развитие идет параллельно. Повышенная склонность ребенка к пластичным и ритмичным движениям под музыку служит показателем пробуждающихся у него способностей к танцевальному мастерству.
С развитием у детей склонности к танцу связано и развитие их интереса к хореографическому творчеству. Как правило, склонность к занятиям танцем у детей сопровождается проявлением интереса к музыке, особым красивым движениям. Они начинают интересоваться всем, что так или иначе связано с танцем.
Состояние эмоционального переживание увиденного и услышанного вызывает у ребенка потребность так или иначе рассказать окружающим о поразившем его воображение явлении. Один начинает рассказывать, другой рисовать, третий просто бегать и прыгать, выплескивая энергию, делясь радостью с окружающими, а четвертый – танцует. И правильно отмечал Б.В.Иогансон: способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание. Иногда таким толчком может послужить просто наблюдение за танцующими людьми.

Что же позволяет судить о наличии способностей к творческой деятельности? Одним из важнейших показателей является умение передать «переживание» или, говоря художественным языком, «передать сходство с изображаемым объектом». Такое умение может являться признаком таланта. Оно необходимо, но не достаточно, поскольку подобным умением в равной степени может владеть и хороший «ремесленник», и истинный творец.

Существенным признаком, свидетельствующим о наличии способностей к творческой деятельности, служит быстрота успешного усвоения специальных знаний, навыков, умений. Не менее важным показателем способностей является большая любовь к хореографическому творчеству, сопровождаемая огромной работоспособностью. Никакая любовь к искусству без упорного и настойчивого труда не может дать положительного результата в развитии творческих способностей. Еще одним показателем наличия способностей служит умение образно мыслить, легкость воображения и изображения каких-либо сцен, событий. Важный показатель – яркое выражение эмоций. Причем основу выражения эмоций, чувств составляет эмоциональное возбуждение, получаемое танцором от процесса танца, от его содержания, от музыкального сопровождения. Если такого эмоционального возбуждения нет, то чувства зрителей вряд ли удастся тронуть. Способность эстетически переживать изображаемое создает условия для более полного и глубокого его познания. Эмоциональное переживание тесно связано с выразительностью. Как правило, чем полнее и глубже «прочувствовал» артист создаваемый образ, тем выразительнее он исполняет, создает этот образ.
Задача развития способностей обусловлена общими требованиями всестороннего развития личности. Способности могут развиваться и стихийно в процессе той или иной деятельности. Однако формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования как общих, так и специальных способностей необходимо прежде всего развить интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.

В воспитании у детей интереса и любви к труду большое значение имеет положительный пример. Важно, чтобы дети в действительной жизни видели серьезное, ответственное отношение взрослых к процессу и результатам труда. Все это способствует тому, что они сами начинают добросовестно трудиться. При этом необходимо, чтобы взрослые замечали все те усилия детей, которые они проявляют для достижения конкретной цели в трудовой или учебной деятельности, и поощряли их успехи.
Воспитание у детей трудолюбия, интереса к занятиям начинается с формирования у них привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке.
Увлечение работой, удовлетворение, получаемое ребенком от занятий, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению.

Способность к труду, способность к преодолению трудностей обусловлены у детей формированием сознательного, ответственного отношения к порученному делу.
Чем раньше замечены и выявлены способности ребенка, тем больше возможностей для более раннего и целенаправленного их развития.
Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых способности могут не развиться и заглохнуть. Этим объясняются факты, когда дошкольники и младшие школьники, проявляющие незаурядные способности к рисованию, лепке, музыке, танцу, становятся в старших классах самыми средними учащимися.

Текст

Олейников

Похожие

Композиция и постановка танца

Материалы для разработки учебных программ

Подробно

Режиссура: Композиция и постановка танца

Методическое пособие

Танцевальный проект Институт Танца

Концертная программа "Поэзия Танца" ( Осень 2008 )

Методика   Педагог  

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 10 гостей


Страница создана за 0.564 секунды
Общее время SQL: 0.242 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.01271 секунды