Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Либретто Балетов

Тексты либретто к балетам XVIII-XX веков, краткое описание.

Аполлон Мусагет

Одноактный балет в двух картинах

13 дек 2006

Автор балета- Игорь Федорович Стравинский,

Сценарий И. Стравинского.

Первое представление: Вашингтон, Библиотека Конгресса, 27 апреля 1928 г. Балетмейстер А. Болъм.

Основная премьера: Париж, Театр Сары Бернар, труппа «Русский балет Дягилева», 12 июня 1928 г. Балетмейстер Дж. Баланчин.

Действующие лица

Аполлон. Каллиопа. Полигимния. Терпсихора. Лето. Две богини.

Картина первая. Пролог. Рождение Аполлона.

Вот как описывает его композитор: «Я предпослал этой аллегории пролог, изображающий рождение Аполлона. Схватки начались, говорится в мифе, и Лето почувствовала приближение родов, и она охватила обеими руками ствол пальмы, и оперлась коленями на нежную траву, и земля под ней улыбнулась, и ребенок прянул к свету... Богини чисто и целомудренно омыли его в прозрачной воде и запеленали его в белую свежую ткань, и скрепили эту ткань золотым поясом».

Ночь на Делосе, одном из островов Эгейского моря. На темно-синем небе сверкают звезды. В глубине острова среди скал по приказу всемогущего Зевса Лето дает жизнь ребенку. Так рождается Аполлон, сын Зевса.

У подножья скал появляется божественное дитя, озаренное лучами восходящего солнца. Стараясь освободиться от мешающих ему покровов, Аполлон делает неловкие, угловатые движения.

Картина вторая. Аполлон, сын Зевса и Лето,— греческий бог Солнца, гармонии и искусств, покровитель муз,— постигает мастерство игры на арфе и искусство танца. Вариация Аполлона.

Приближаются две богини, чтобы сопровождать его на Олимп. Они угощают Аполлона нектаром и амброзией, надевают золотой пояс — знак его божественного происхождения, окружают чело золотыми виноградными гроздьями и вручают арфу — символ искусства, покровителем которого по воле Зевса он будет.

Аполлон еще не знает, для чего ему арфа. Богини показывают, как на ней играть. Несмелыми движениями Аполлон касается струн, и они отвечают ему еле слышным звоном. Так Аполлон делает первые шаги в искусстве музыки. Вместе с сопровождающими его богинями он отправляется на Олимп.

...На залитой солнцем лужайке стоит молодой бог в короткой золотой тунике. В руках у него арфа, искусством игры на которой он уже овладел. Сопровождая аккордами своей арфы доносящиеся до него звуки скрипки, Аполлон начинает танцевать. Неуверенные, робкие позы постепенно сменяются все более и более смелыми танцевальными движениями. И в этом искусстве он делает первые шаги. Он кладет арфу на землю и, отдавшись во власть звучащей в его душе музыки, передает ее смысл в прекрасном танце.

С трех сторон к нему приближаются музы — Полигимния (муза пения), Терпсихора (муза танца) и Каллиопа (муза эпоса и героических песен). Они склоняются перед своим предводителем Мусагетом. Каждой из трех Аполлон вручает символ ее искусства. Каллиопа получает таблицу для письма, Терпсихора — лиру, а Полигимния — маску. Аполлон велит показать, как в дальнейшем разовьется искусство танца, пения и героического эпоса.

Музы состязаются перед Аполлоном в искусствах. Вариации Каллиопы, Полигимнии и Терпсихоры. «Число муз я ограничил тремя, избрав Каллиопу, Полигимнию и Терпсихору как наиболее характерных для хореографического искусства,— поясняет композитор.— Каллиопа, получающая от Аполлона стилос для письма и дощечки, олицетворяет поэзию и ее ритм. Полигимния с пальцем у рта воплощает мимику. Кассиодор говорит: Эти говорящие пальцы, это красноречивое молчание, эта выразительность жеста являются, по преданию, изобретением музы Полигимнии. Она хотела показать, что люди могут выражать свои желания без помощи слов. И, наконец, Терпсихора, соединяющая в себе ритм поэзии и красноречие жеста, открывает миру танец и благодаря этому находит себе почетное место среди муз Мусагета».

Первой выступает Каллиопа в ритме классического двенадцатистопного стиха Буало. Танцуя с табличкой в руках, она старается понравиться Аполлону и сочиняет стихи, прославляющие Мусагета. Окончив танец-стих, Каллиопа с волнением ждет похвалы. Но Аполлон не очень доволен.

Со своим танцем выступает Полигимния. В веселом, жизнерадостном танце она забывает о том, что лицо ее должно оставаться неподвижным, а уста сомкнутыми. Она отнимает палец от губ, и на них появляется улыбка. Еще мгновение — и она заговорит. Слишком поздно спохватывается муза. Аполлон сурово осуждает ее ошибку.

Подняв высоко над головой лиру, начинает свой танец Терпсихора. Она легко парит в танце, едва касаясь земли. Ее движения так выразительны, что, не произнося ни слова, отдаваясь ритму и мелодии, Терпсихора рассказывает о переполняющей ее радости. Аполлон хвалит музу танца и торжественно выходит на середину площадки. Он сам будет танцевать! Простирая руки к небу, Аполлон обращается к Олимпу — жилищу богов: им он посвящает свой танец, полный покоя и совершенства.

Достигнув в танце соразмерности и гармонии всех движений и поз, он являет музам идеал, к которому они должны стремиться. Окончив танец, Аполлон показывает музам, как важны покой и неподвижность, из которых рождаются полные огня движения.

Терпсихора, восхищенная танцем Аполлона, протягивает к нему руки; Аполлон отвечает таким же движением, и они танцуют прекрасный заключительный танец, прославляющий красоту и великую силу искусства. Каллиопа и Полигимния присоединяются к ним, образуя торжественное завершение сцены.

«После нескольких аллегорических танцев, предназначенных для исполнения в традиционном стиле классического балета (па д'аксьон, па-де-де, вариации, кода),— Аполлон в апофеозе ведет муз во главе с Терпсихорой на Парнас, который будет отныне их жилищем».

Олимпийским богам посвящают музы и Аполлон заключительный танец. Апофеоз.

Похожие

Нет записей

Нет тегов

Комментарии

Комментарий оставил: Константин

18 дек 2016

Уважаемые ценители искуства !!! Смотрел сегодня этот прекрасный балет и до него либретто не читал и делал выводы на основе своих впечатлений.Не могу сказать что либретто было адекватно моим впечатлениям ...Интересно было послушать мнение Людей более сведущих в данной области !!! С уважением Константин . Балет Очень Понравился !!

 

Время: 18:16

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Всего: 1, на странице: 1

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 11 гостей


Страница создана за 0.307 секунды
Общее время SQL: 0.136 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00713 секунды