Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Либретто Балетов

Тексты либретто к балетам XVIII-XX веков, краткое описание.

Медный всадник

Балет в четырех действиях

13 дек 2006

Автор балета - Рейнгольд Морицевич Глиэр,

Либретто П. Аболимова. Балетмейстер Р. Захаров.

Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 14 марта 1949 г.

Действующие лица

Евгений. Параша. Мать Параши. Подруги Параши. Петр I. Меншиков. Арап Петра I. Царица бала. Шут. Коломбина. Арлекин. Уличная танцовщица. Шарманщик. Английский, французский, голландский послы. Голландцы.

Действие первое

Картина первая. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр I. Его взгляд скользит «по мшистым топким берегам», где виден «только лес, неведомый лучам в тумане спрятанного солнца...»

Петр захвачен мыслью о великом назначении будущего города.

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен Назло

надменному соседу. Природой

здесь нам суждено В Европу

прорубить окно, Ногою твердой

стать при море, Сюда, по новым им

волнам, Все флаги в гости будут к

нам И запируем на просторе.

Картина вторая. Гавань в Петербурге в петровские времена. Кипит созидательная работа: «из тьмы лесов, из топи блат» вырастает замечательный город, «полночных стран краса и диво».

Подплывает лодка. Из нее в сопровождении Меншикова выходит Петр I. Он внимательно осматривает все работы, вникает во все мелочи, беседует со строителями, хвалит одних, порицает других, третьим сам показывает, как надо работать.

К набережной подходит голландский корабль; на нем послы заморских стран. Иноземцы сходят на берег. Они поражены размахом и быстротой строительства города. Вместе с ними Петр удаляется.

Меншиков оглашает указ царя об освобождении на волю лучших строителей. Народ ликует. Русские пляски и хороводы сменяются плясками скоморохов. В общем веселье принимают участие и голландские гости.

Картина третья. Летний сад. Во дворец Петра спешат гости, приглашенные на царскую ассамблею.

Картина четвертая. Летний дворец Петра I. В парадном зале танцы. В первой паре самая красивая девушка — «царица бала» — танцует с арапом Петра I.

Стремительно входит царь. Он поглощен мыслями об усилении могущества своего государства. По его приказанию вносят глобус и модель корабля. Петр показывает иноземным послам и гостям пути, по которым русские корабли поплывут во все страны света.

Танцы возобновляются. В них принимает участие и царь. Гости играют в жмурки. Английский посол остается без дамы и, согласно обычаю, в наказание должен выпить кубок Большого Орла. Он залпом осушает огромный бокал и под общий смех валится с ног. Ассамблея окончена. Гости расходятся. Петр велит Меншикову принести план строящегося Петербурга. Его вдохновенный ум как бы видит панораму замечательного нового города.

Картина пятая. Петербург, лето 1824 года. Сенатская площадь. Горделиво высится «Медный всадник», величественный памятник основателю города — Петру I. На площади — большое народное гулянье. Актеры балаганного театра развлекают публику. Зазывала приглашает зрителей посмотреть представление. Под звуки старой шарманки пляшет уличная танцовщица; Коломбина с Арлекином исполняют веселый танец.

Внезапно внимание публики отвлекается: по площади проходит рота Преображенского полка. Вечереет. Понемногу все расходятся.

Появляется Евгений; он условился встретиться здесь с горячо любимой им Парашей. Вот и она... Нежная встреча влюбленных. Медный всадник кажется Параше страшным и грозным. Евгений ее успокаивает.

Уж поздно, Параше надо идти домой. Они прощаются. Евгений просит разрешения приехать к Параше.

Действие второе

Осенний день. Окраина Петербурга, где

...близехонько к волнам, Почти у самого залива — Забор некрашеный да ива И ветхий домик; там оне Вдова и дочь, его Параша, Его мечта-Параша развлекается с подругами. Девушки пляшут и водят хороводы. Мать Параши, вспоминая свою молодость, показывает, как плясали «русскую» в старину.

После ухода матери девушки гадают. Параше карты предвещают смерть... Подруги стараются отвлечь ее от мрачных мыслей и вовлекают в пляску.

За забором появляется Евгений. Увидев девушек, Евгений прячется за деревом и издали любуется Парашей.

Заметив притаившегося за ивой Евгения, подруги разбегаются. Евгений выходит к Параше. Нежное свиданье: объяснение в любви. Веселой гурьбой появляются девушки. С букетом в руках они радостно окружают влюбленных и, поздравив с помолвкой, быстро убегают.

Внезапно поднимается сильный ветер, нагоняющий грозные тучи. Евгений спешит — непогода может помешать ему добраться домой. Тучи быстро сгущаются. Параша выбегает за калитку, чтобы вернуть Евгения, но поздно — он уже далеко. Надвигается буря. Параша в страшной тревоге за Евгения.

Действие третье

Картина первая. Евгений у себя в комнате. Любуясь подаренным ему Парашей медальоном, он с нежностью вспоминает о ней. Сильный порыв ветра распахивает окно: хлещет ливень; пушечные выстрелы предупреждают о наводнении. Евгений встревожен. Схватив плащ, он убегает к Параше:

...Стремглав, не помня ничего,

Изнемогая от мучений, Бежит

туда, где ждет его Судьба с

неведомым известьем, Как с

запечатанным письмом.

Картина вторая. Набережная Невы у Сенатской площади. Народ с тревогой наблюдает, как поднимается вода, как

...силой ветров от залива

Перегражденная Нева Обратно

шла, гневна, бурлива, И затопляла

острова. Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела, Котлом

клокоча и клубясь, И вдруг, как

зверь остервенясь, На город

кинулась...

Еще миг — и вода затопит улицы. Испуганная толпа разбегается.

На опустевшей набережной появился Евгений. Он стремится к Параше, но разбушевавшаяся стихия преграждает ему путь. Вода вышла из берегов и бурным потоком затопляет площадь.

Евгений взбирается на мраморного льва, украшающего набережную:

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный

Евгений. Он страшился, бедный, Не за

себя...

Разъяренная вода уже у самых ног Евгения.

И всплыл Петрополь, как Тритон, По

пояс в воду погружен. Осада! приступ!

злые волны, Как воры, лезут в окна.

Челны С разбега стекла бьют кормой,

Лотки под мокрой пеленой, Обломки

хижин, бревны, кровли, Товар

запасливой торговли, Пожитки

бледной нищеты, Грозой снесенные

мосты, Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!..

Увидев лодку с рыбаком, юноша бросается в воду и с трудом к ней подплывает. Но напрасны мольбы Евгения везти его к Параше — вода все прибывает; к заливу, где стоит домик Параши, не добраться.

Действие четвертое

Картина первая.

Но вот, насытясь разрушеньем И

наглым буйством утомясь, Нева

обратно повлеклась...

С глубоким волнением подходит Евгений к домику Параши. Но взору его предстает пустое место, лишь одиноко стоит сломанная ветром ива...

Что ж это?.. Он остановился.

Пошел назад и воротился.

Евгений с трудом начинает понимать происшедшее. Перед ним проносятся воспоминания о счастливых днях, проведенных здесь с Парашей. В его воспаленном воображении возникает видение: ему кажется, что он снова с Парашей, что к нему вновь вернулось счастье. Видение исчезает. Евгений

Глядит... идет... еще глядит. Вот

место, где их дом стоит; Вот ива.

Были здесь вороты — Снесло их,

видно. Где же дом? И, полон

сумрачной заботы, Все ходит, ходит

он кругом, Толкует громко

сам с собою — И вдруг, ударя в

лоб рукою, Захохотал...

Евгений не выдерживает страшного потрясения. Он теряет рассудок.

Картина вторая.

...Утра луч

Из-за усталых, бледных туч

Блеснул над тихою столицей И не

нашел уже следов Беды вчерашней...

На Сенатской площади снова солнечно и спокойно. Проходят люди, неся спасенный скарб.

У памятника появляется Евгений. Его помраченное сознание на мгновение проясняется. Он узнает место, где встречался с Парашей.

Евгений вздрогнул. Прояснились В

нем страшно мысли. Он узнал И

место, где потоп играл, Где волны

хищные толпились,

Бунтуя злобно вкруг него, И

львов, и площадь, и того, Кто

неподвижно возвышался Во

мраке медною главой, Того,

чьей волей роковой Под морем

город основался...

Евгений грозит памятнику: в «чудотворном строителе» он видит причину своего несчастья.

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав,— Ужо

тебе!..» И вдруг стремглав Бежать

пустился. Показалось Ему, что

грозного царя, Мгновенно гневом

возгоря, Лицо тихонько обращалось... И

он по площади пустой Бежит и слышит

за собой — Как будто грома

грохотанье — Тяжело-звонкое

скаканье По потрясенной мостовой. И,

озарен луною бледной, Простерши

руку в вышине, За ним несется

Всадник Медный На звонко скачущем

коне...

Безумный Евгений мечется по городу, но

...во всю ночь, безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.

Силы покидают Евгения. В последний раз проблески сознания возвращают его мысль к Параше; перед ним проходят сцены наводнения и ее гибели... Ему кажется, что волны уносят Парашу. Евгений падает мертвым.

Апофез. Движется величественная панорама Петербурга.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю

твой строгий, стройный вид. Невы

державное теченье, Береговой ее

гранит.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия...

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 9 гостей


Страница создана за 0.388 секунды
Общее время SQL: 0.186 секунды - SQL запросов: 20 - Среднее время SQL: 0.00931 секунды