Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Либретто Балетов

Тексты либретто к балетам XVIII-XX веков, краткое описание.

Мирандолина

Балет в трех действиях

13 дек 2006

Автор балета - Сергей Никифорович Василенко,
Либретто П. Аболимова и В. Варковицкого. Балетмейстер В. Вайнонен.

Первое представление: Москва, Молдавский оперный театр, 16 января 1949 г.

Действующие лица

Мирандолина, хозяйка гостиницы. Фабрицио, слуга. Граф Альбафьорита. Маркиз Форлипополи. Кавалер Рипафратта.

Слуги, служанки, уличные танцоры, цыгане, музыканты.

Действие первое

Картина первая. Флоренция. Двор гостиницы, принадлежащей красавице Мирандолине. Слуга Фабрицио занят чисткой обуви. Юноша давно влюблен в свою прекрасную хозяйку.

Появляется Мирандолина. Она делает вид, что не замечает Фабрицио. Мирандолина сама неравнодушна к нему, однако скрывает это от Фабрицио. Юноша пытается объясниться ей в любви, но «возмущенная» Мирандолина гонит его. Огорченный Фабрицио удаляется.

Во двор вбегает толпа уличных мальчишек. Они рассказывают, что приехал богатый и знатный постоялец. Входит граф Альбафьорита и видит Мирандолину. Красота ее поражает графа. Сопровождаемый слугами, Альбафьорита направляется в отведенную ему лучшую комнату гостиницы.

А вот и новый гость — маркиз Форлипополи, обнищавший потомок некогда знатного рода. Осанка его горделива, но в кармане — пустота. Он изысканно и галантно приветствует Мирандолину. Однако комплименты и учтивые поклоны не могут заменить отсутствующих денег — он направляется в самую плохую комнату под лестницей. Двор гостиницы пустеет.

Неожиданно распахиваются ворота гостиницы. Входит еще один постоялец — кавалер Рипафратта. Страстный охотник, он весь обвешан охотничьими трофеями. На шум выбегают девушки, прислуживающие в гостинице. Появляется и Мирандолина. Настроение у кавалера заметно падает: убежденный женоненавистник, он видит вокруг себя одних женщин! В раздражении Рипафратта готов покинуть гостиницу. Но находчивая Мирандолина вызывает слуг-мужчин. Кавалер сразу успокаивается — теперь, пожалуй, он останется в гостинице. Мирандолина, отдавая ему ключ от комнаты, лукаво протягивает руку для поцелуя. Рипафратта стремительно убегает к себе. Разгневанная хозяйка решает проучить нахала-аристократа.

Появившийся граф Альбафьорита просит Фабрицио устроить ему свидание с Мирандолиной. В этот нее момент маркиз Форлипополи, также сраженный красотой хозяйки гостиницы, пытается вручить Фабрицио письмо для передачи Мирандолине. Однако увидев друг друга, граф и маркиз в негодовании расходятся в разные стороны.

Входит Мирандолина. Граф и маркиз, как бы соревнуясь, наперебой говорят ей изысканные комплименты. Мирандолина же одинаково любезна и с тем и с другим. Страсти разгораются: граф и маркиз ссорятся, вызывают друг друга на дуэль. Увы, маркизу нечем отразить нападение графа — в его ножнах лишь заржавленный обломок шпаги.

Альбафьорита издевается над нерадивым соперником и, торжествуя победу, приглашает Мирандолину прогуляться с ним. Муки ревности одолевают Фабрицио, наблюдающего эту сцену. Граф преподносит Мирандолине дорогие серьги. Не желая отстать от ненавистного графа, маркиз бросается к красавице хозяйке со своим подарком — старым дырявым платком. Забавляясь происходящим, Мирандолина учтиво принимает оба подарка, примиряя этим соперников. Успокоенные граф и маркиз расходятся.

Фабрицио, дождавшись их ухода, устраивает Мирандолине сцену ревности. Он полон решимости покинуть гостиницу и ее коварную хозяйку. С лукавой улыбкой Мирандолина показывает Фабрицио цветок, который он когда-то подарил ей. И в нем вновь вспыхивает надежда.

Картина вторая. Вечер. Двор гостиницы полон гостей, прибывших во Флоренцию на карнавал. Между столиками бродят уличные танцоры. Стремительная тарантелла сменяется цыганской пляской.

В воротах показывается маска гигантского роста в черном плаще. Но вдруг из-под плаща врассыпную разбегается целая гурьба мальчишек в пестрых маскарадных костюмах. Веселье разгорается.

Граф Альбафьорита нагружен массой картонок и свертков. Он преподносит их Мирандолине. Но подарки оставляют хозяйку гостиницы равнодушной. Все ее мысли заняты предстоящим карнавалом.

Неожиданно прямо на танцующих летят сверху подушки, простыни, одеяла. Во двор в бешенстве вбегает кавалер Рипафратта. Ему не нравится эта гостиница: здесь слишком много женщин! Мирандолина пытается смирить гнев кавалера. Рипафратта грубо отталкивает ее и скрывается в своей комнате. Мирандолина оскорблена. Ее месть будет жестокой!

Действие второе

Картина третья. Комната кавалера Рипафратты. Кавалер занимается фехтованием. Приносят ужин. Рипафратта недоволен поданной едой. Он спешит на кухню выразить свое недовольство, но в дверях сталкивается с Мирандолиной. Она притворно распекает слуг и, прогнав их из комнаты, сама начинает прислуживать кавалеру.

Рипафратта в гневе наблюдает за ней. Но Мирандолина так предупредительна и внимательна к каждому капризу кавалера, а вино, которым она угощает Рипафратту, так крепко, что незаметно для себя он поддается очарованию прелестной хозяйки. Кокетливая Мирандолина почти вынуждает его признаться в любви. Рипафратта в порыве страсти бросается перед ней на колени. Никак не ожидавшая этого Мирандолина старается унять любовный пыл кавалера. Но все ее попытки безуспешны. Остается лишь одно средство — упасть в обморок. В полной растерянности Рипафратта подхватывает Мирандолину. Он зовет на помощь. Вбегают испуганные граф, маркиз и Фабрицио. Их взорам предстает смущенный и растерянный Рипафратта с Мирандолиной на руках. Наконец она «приходит в себя» и убегает. Граф и маркиз дают волю своим насмешкам над влюбленным женоненавистником. В отчаянье он выгоняет их из комнаты.

Все сильнее полыхают страсти влюбившегося кавалера. Изрядно захмелев, он, глядя на портрет Мирандолины, постепенно засыпает.

Картина четвертая. Снится Рипафратте, конечно, Мирандолина. Она мерещится ему во всех углах комнаты. Кавалер пытается догнать ее, но прекрасный образ исчезает... Рипафратта просыпается и преклоняет колени перед портретом прекрасной Мирандолины. Вбежавший слуга взирает на эту сцену — вот она, очередная жертва хозяйки гостиницы!

Картина пятая. Лунная ночь. Фабрицио поет серенаду под окном Мирандолины. Наконец она появляется на балконе. Фабрицио признается ей в любви.

Слышен шум. Это идет граф Альбафьорита (и тоже с серенадой) к Мирандолине. Желая подшутить над влюбленным графом, Фабрицио закидывает платок Мирандолины на балкон Рипафратты. Мирандолина и Фабрицио скрываются.

За графом идут нанятые им музыканты. У балкона с перекинутым через перила платком Мирандолины они начинают петь серенаду. Граф изо всех сил вторит музыкантам, но все напрасно — Мирандолина не выходит. Зато появляется маркиз. Слуга тащит за ним лестницу и корзину роз для прелестной хозяйки. Форлипополи готов уже взобраться по лестнице на балкон, где виднеется платок Мирандолины, но ему преграждает путь граф. Между соперниками начинается драка. Разбуженный Рипафратта в бешенстве выбегает на балкон и, спрыгнув вниз, со шпагой в руках бросается на графа. Граф, не выдержав натиска Рипафратты, отступает, кавалер преследует его.

В опустевшем саду вновь появляются Мирандолина и Фабрицио. Хозяйка гостиницы не в состоянии более скрывать своего чувства к влюбленному в нее слуге.

Действие третье

Картина шестая. Разгар карнавала на городской площади. Под звон гитар и тамбуринов танцует молодежь.

Расталкивая народ, вбегает растерянный маркиз Форлипополи. За ним появляются дерущиеся граф Альбафьорита и кавалер Рипафратта. Сбивая всех на своем пути, дуэлянты посреди площади продолжают ожесточенный бой. Вовремя появившаяся Мирандолина одним жестом останавливает драку. И вновь сердца ее многочисленных поклонников загораются надеждой на благосклонность прелестной красавицы.

По знаку Мирандолины Фабрицио возвращает графу и маркизу их подарки. Неудачливые влюбленные в растерянности, зато Рипафратта полон гордости и розовых надежд. Однако Мирандолина представляет всем своего жениха Фабрицио. Посрамленный Рипафратта убегает прочь. Спасаются бегством и граф с маркизом.

Все поздравляют жениха и невесту. Мирандолина торжественно вручает Фабрицио ключи от гостиницы.

Похожие

Нет записей

Нет тегов

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 9 гостей


Страница создана за 0.239 секунды
Общее время SQL: 0.043 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00225 секунды