Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Либретто Балетов

Тексты либретто к балетам XVIII-XX веков, краткое описание.

Павильон Армид

Балет-пантомима в одном действии

13 дек 2006

Автор балета - Николай Николаевич Черепнин,
Либретто А. Бенуа. Балетмейстер М. Фокин.

Первое представление: Петербург, Мариинский театр, 25 ноября 1907 г.

Действующие лица

Виконт Ренэ де Божанси. Баттист, его слуга. Маркиз, владелец павильона. Слуги маркиза.

Действующие лица в картине сновидений

Виконт Ренэ де Божанси в образе Ринальдо. Маркиз в образе царя Гидрао. Маделена в образе царицы Армиды. Фениса, Сидония, Миранда — наперсницы Армиды. Главный раб Армиды. Придворные, кавалеры, дамы, свита царя Гидрао. Герольды. Невольники. Маги. Тени. Гении часов. Демоны, ведьмы. Одалиски.

Ренэ де Божанси — жених своей кузины Агнессы Р. Он находится на пути в ее поместье, где должна состояться свадьба. Ужасная гроза застигает его по дороге и принуждает искать приюта в ближайшем замке, принадлежащем маркизу де С. Об этом старом разоренном вельможе ходят самые странные слухи; крестьяне убеждены, что он продал душу дьяволу. И действительно, в поведении маркиза много загадочного: он никого не принимает, никуда не выезжает и целые дни проводит в лаборатории за алхимическими опытами. Встречает он, впрочем, Ренэ радушно, но извиняется, что не может поместить его в самом замке, находящемся в полном запустении, а принужден устроить ему ночлег в садовом павильоне. Павильон оказывается роскошным залом, резко контрастирующим с убожеством главного здания. Маркиз объясняет Ренэ, что зал этот сооружен знаменитой красавицей Маделеной де С, блиставшей при дворе регента и прозванной за свои похождения Армидой. «Вот ее портрет,— шепчет он, указывая на гобелен, висящий над часами с символическим изображением победы Времени над Любовью.— Из-за любви к ней многие поплатились жизнью, и,— прибавляет он с иронией,— чары ее настолько сильны, что и вас может постигнуть та нее участь после проведенной ночи тут, где все говорит о ней».

Ренэ утверждает, что ему нечего бояться не существующей больше красавицы, так как он любит свою невесту. Маркиз, пожелав доброй ночи, удаляется со своими слугами. Чувствуя непреодолимую усталость, Ренэ ложится, а его верный слуга Баттист располагается в кресле. Буря затихла.

Внезапно среди ночного безмолвия часы резко отбивают полночь. Бронзовый Амур оживает, повелевает Сатурну исчезнуть и выпускает из ящика Гениев часов. Все увлекающее за собой Время перестает властвовать, и вещи давно минувшие становятся вновь действительными. Амур раздвигает занавеси кровати и будит Ренэ. Слышатся манящие звуки, точно где-то далеко происходит торжество. Ренэ старается разбудить Баттиста, но тот спит летаргическим сном. Звуки усиливаются. Картина-шпалера освещается изнутри. Мало-помалу весь павильон превращается в роскошный сад, наполненный костюмированными в сказочные наряды царедворцами. Посреди сидит на возвышении сама Армида, все еще как бы повязывая через плечо Ринальдо расшитый ею шарф (как в изображении на гобелене), хотя самого Ринальдо нет. Вот царица ожила и в недоумении ищет, где плененный ею герой. Напрасно с тоской вопрошает она придворных: он исчез бесследно. Но является ее отец — царь Гидрао — и указывает Армиде на Ренэ.

Прикосновением жезла последний превращается в рыцаря, и Армида узнает в нем своего возлюбленного. Теперь и Ренэ уже не кажется все сном; ему представляется, что он уже давно любит эту прельстительную женщину, и он исполнен восторга, когда она бросается к нему в объятия. В ознаменование радостного события Гидрао устраивает великолепный праздник, в котором комические, сентиментальные и фантастические зрелища сменяются одно другим. Кончается праздник танцем самой Армиды, во время которого она надевает на Ринальдо шарф в знак того, что он ею пленен навеки. Опьяненный ее красотой, Ренэ клянется, что будет любить ее одну.

Но вот видение тускнеет, темнеет, и, как в полусне, Ренэ видит Сатурна, гонящего перед собой Амура и побеждающего его. Густой мрак заволакивает все, и Ренэ теряет сознание. Наступает свежее светлое утро. Баттист идет будить своего господина и готовит ему шоколад.

Мимо окон павильона проходит небольшое стадо, пасущееся на тех самых лугах, где некогда были разбиты садовые цветники Маделены де С. Из-за ширм выходит Ренэ. Он силится вспомнить, что он пережил за эту ночь; непонятная тоска мучает его. Напрасно Баттист предлагает ему завтрак, он весь погружен в думы и мечты. Мало-помалу память его проясняется, и перед ним как живое встает видение ночи. На гобелене он видит красавицу, которую только что обнимал, и себя самого в образе коленопреклоненного рыцаря. В припадочном восторге принимается он теперь рассказывать все, что произошло, Баттисту. Тот в ужасе и умоляет своего господина покинуть зачарованное место и ехать к невесте. Сначала Ренэ противится и даже уверяет, что забыл об Агнессе, в знак чего отдает Баттисту медальон с ее портретом, но наконец благоразумие берет верх, он вспоминает о данном слове и посылает Баттиста за каретой. В это время приходит маркиз справиться о здоровье гостя. Ренэ узнает в нем царя Гидрао. Несмотря на убеждения маркиза остаться погостить, он собирается в путь, чувствуя необходимость как можно скорее выбраться из сетей страшного человека. Баттист лихорадочно принимается за сборы и уже хочет закрыть замки баулов, когда маркиз подносит ренэ шарф, найденный им на бронзовых часах: «Вы забываете эту драгоценную вещь — вероятно, память о даме вашего сердца?» Ренэ узнает шарф, которым его повязала Армида. Он бежит к гобелену: там шарфа больше нет! Что это? Наваждение? В руках у него вещь, показывающая, что все происшедшее минувшей ночью — не сон. Мысли Ренэ путаются, и в беспамятстве падает он на руки Баттисту, который посылает проклятия ехидно смеющемуся маркизу.

Похожие

Нет записей

Нет тегов

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 10 гостей


Страница создана за 0.267 секунды
Общее время SQL: 0.08 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00422 секунды