Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Либретто Балетов

Тексты либретто к балетам XVIII-XX веков, краткое описание.

Творения Прометея, или Власть музыки и танца

Мифологическо-аллегорический балет в двух действиях

13 дек 2006


Автор балета - Людвиг Ван Бетховен

Автор либретто и балетмейстер С. Вигано.

Первое представление: Вена, Придворный театр, 28 марта 1801 г.

Действующие лица

Прометей. Зевс. Аполлон. Вакх. Пан. Эвтерпа. Терпсихора. Мельпомена. Талия. Орфей. Амфион. Арион. Грации. Вакханки. Сатиры. Мужчина. Женщина.

Действие первое

Открывается интродукцией «Буря». Разгневанный Зевс, глава богов, преследует полубога Прометея. Сквозь бурю, гром и молнии Прометей пробивается на землю с горящим факелом, похищенным на Олимпе. Он лепит из глины статуи мужчины и женщины и пытается оживить свои творения небесным огнем. Они начинают подавать признаки жизни и делают первые робкие и неуверенные шаги. Статуи оживают, но они лишены разума и чувства. Прометей, охваченный отцовской любовью, зовет их к себе, но они не реагируют. Вот как описывал это действие композитор, сочиняя музыку, в нотных эскизах: «1. Оба творения медленно идут по заднему плану сцены. 2. Прометей постепенно приходит в себя, его голова обращена к поляне. В восхищении и несказанной радости оттого, что так удался его план, он делает знак детям остановиться. 3. Они медленно поворачиваются, и Прометей, исполненный божественной, отеческой любви, делает им знак приблизиться, но, бесчувственные, они отвернулись к дереву, привлекшему их внимание своими размерами. Прометей страшится утратить мужество, скорбь овладевает им. Он идет к творениям, берет их за руки и сам ведет по сцене. Он объясняет им, что они — его создания, что они должны быть благодарны ему и послушны, целует и ласкает их, они же, бесчувственные, лишь иногда совершенно безразлично покачивают головами и беспорядочно взмахивают руками».*

Охватившая Прометея радость вскоре оборачивается смущением, недоумением и даже отчаянием: он видит, что движение творений — всего лишь слепое и механическое подражание, так как у них нет самого главного, чтобы стать людьми,— разума и чувства. Они не понимают Прометея. Опечаленный Прометей переходит от ласк и уговоров к угрозам, однако ожившие статуи остаются беспомощными, бесчувственными и неразумными. Прометеем овладевает отчаяние. Наконец, вознегодовав, титан намеревается даже уничтожить свои создания. Но творческая любовь берет верх. Прометей показывает, что в уме его родился новый план, и, поймав обоих, силой увлекает их за собой. Прометею пришла в голову спасительная мысль: привести неразумные творения на Парнас, где бог искусства Аполлон и его музы помогут сделать их настоящими людьми. В завершающем первое действие грациозном менуэте, исполненном радости, света и надежды, воссоздана изысканность лексики галантного стиля XVIII века и в то же время уже предвосхищена образная сфера и дансантная пластика балетных адажио XIX в.

Действие второе Происходит на Парнасе, куда Прометей приходит со своими творениями, прося богов вдохнуть в них разум, пробудить чувства, научить их знаниям и искусствам.

В ответ на обращенную к обитателям Парнаса просьбу Прометея о помощи в просвещении творений силой и красотой искусства, по знаку Аполлона древнейший из музыкантов Греции, Амфион, ударяет по струнам цитры (ее имитирует арфа). Вслед за ним на флейте начинает играть богиня музыки Эвтерпа. К ним присоединяются Арион и певец Орфей. Светлая гармония музыки пробуждает в творениях человеческие чувства, их движения обретают плавность и грациозность. Они пластически отзываются на изящный танец, напоминающий подвижный полонез, который исполняет для них муза танцев Терпсихора. Творения осознают совершающиеся в них перемены: отныне им стали доступны разные чувства. Сначала это приводит их в смятение. Потом они замечают красоту природы, в них пробуждаются благодарность и любовь: приблизившись к Прометею, они почтительно опускаются перед ним на колени и нежно обнимают друг друга.

Затем Терпсихора и грации, бог вина и веселья Вакх и вакханки начинают массовый военный танец. Согласно замыслу, это — танец-испытание: удержатся ли творения от соблазна добиться почестей и славы с помощью войн и насилия? К глубокому сожалению Прометея, его детища легко поддаются соблазнам: военный танец пробудил в них неведомые желания, и вот они уже присоединяются к пляске и берут оружие.

Следующий эпизод вносит в действие контрастно-мрачную краску. Появляется муза трагедии Мельпомена и обвиняет Прометея в несовершенстве его созданий, столь быстро поддавшихся азарту разрушения. Мельпомена по воле богов испытывала чувства людей, показывала им, что на земле есть страдания и смерть. Она возвещала, что Прометей, создав несчастных и несовершенных людей, достоин кары, и в наказание поражает его мечом. Тот падает, будто мертвый, и люди оплакивают его. Творения, теперь обретшие дар переживания и сочувствия, горько рыдают над бездыханным Прометеем.

Далее в действии наступает перелом. Появляется Талия — жизнерадостная муза комедии, которая вместе со своими нимфами танцует пастораль — женский танец. Вслед за ней выходит бог природы Пан, сопровождаемый сатирами, и начинается развернутая танцевальная сцена, в которой сольные эпизоды чередуются с групповыми. Наконец обе группы — Талия с нимфами и Пан с сатирами — разыгрывают веселую комическую сценку. Талия, жизнерадостная, снимает маску и поясняет разницу между действительной и театральной смертью, а Пан склоняется над поверженным Прометеем и «оживляет» его. В следующем затем эпизоде чередуются коллективные танцы и соло творений, в которых выражается отношение участников к происшедшему событию. Действие вступает в план «балета с выходами».

Чем ближе конец действия, тем инициативней становятся творения. В своем дуэте они вновь выражают Прометею свою признательность, восхищение и — свою взаимную любовь. Их дуэт сменяется радостно-полетным менуэтом, в котором помимо творений участвуют Талия и Пан со своими свитами. Завершает балет массовый торжественно-светлый финал — контрданс, в котором принимают участие все персонажи спектакля.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 9 гостей


Страница создана за 0.314 секунды
Общее время SQL: 0.097 секунды - SQL запросов: 21 - Среднее время SQL: 0.00461 секунды