Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Либретто Балетов

Тексты либретто к балетам XVIII-XX веков, краткое описание.

Тщетная Предосторожность (La Fille mal gardee)

Балет в двух действиях

13 дек 2006

Автор балета - Луи Жозеф Фердинан Герольд

Автор либретто и балетмейстер Ж. Доберваль.

Первое представление (со сборной музыкой): Бордо, 1 июля 1789 г.;

с музыкой Герольда: Париж, «Гранд-Опера», 27 ноября 1828 г.

Действующие лица

Марцелина, зажиточная крестьянка. Лиза, ее дочь. Колен, бедный крестьянин. Мишо, откупщик. Никез, его сын. Нотариус. Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою Дочь замуж за глуповатого парня Никеза, сына откупщика Аишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена. Марелина не разрешает дочери встречаться с Коленом.

Приходят крестьянки — подруги Лизы и друзья Колена. Они всей душой сочувствуют горю влюбленных, но помочь не могут. Марцелина ни на минуту не спускает глаз с дочери, заставляет ее работать по дому: кормить кур, взбивать масло, подметать двор.

Поле. Крестьяне работают. Среди них Лиза, Никез, Колен и Марцелина. Надвигается гроза. Порывы ветра подхватывают Никеза, который взлетает на огромном зонтике. Общий хохот.

Комната в доме Марцелины. Крестьяне приносят влажные от дождя снопы и складывают их в угол. Незаметно в дом Марцелины пробрался и Колен, чтобы увидеться с Лизой.

Вскоре Марцелина уходит из дому, закрыв дверь на ключ. Дочь негодует на предосторожность матери.

Лиза мечтает о своей будущей жизни, когда она выйдет замуж за Колена и у нее родятся дети. Она научит их читать и будет ласковой матерью, но если понадобится, будет и строга.

Внезапно снопы раздвигаются, и перед Лизой появляется Колен. Лиза смущена и испугана. Но мысль о том, что они наконец могут побыть вдвоем, наполняет их радостью и счастьем. Они обмениваются шейными платками. Идиллия Лизы и Колена коротка: слышны шаги возвращающейся Марцелины. Что делать? Лиза прячет Колена в чулан и принимается прясть, но делает это так неестественно, что Марцелина подозревает недоброе. Да и платок Колена на шее Лизы выдает ее.

Рассвирепевшая Марцелина в наказание запирает Лизу в чулан, в котором уже находится Колен.

Марцелина ждет нотариуса. Выгодный брак Лизы и Никеза радует ее, и она почтительно приветствует пришедших вслед за нотариусом Мишо, Никеза и крестьян. Сейчас Марцелина выпустит из чулана непокорную дочь.

Дверь чулана раскрывается, и на пороге его появляются смущенные Лиза и Колен. Они бросаются в ноги к Марцелине, которой ничего не остается, как согласиться на их брак.

Либретто
Источник: программа спектакля Московского Академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, выпущенная к премьере спектакля 30 мая 2001 г.

Действующие лица
Марцеллина.

Лиза, ее дочь.

Колен, возлюбленный Лизы.

Мишо, богатый мельник.

Ален, его сын, жених Лизы.

Кюре.

Нотариус.

Подруги Лизы. Саботьеры. Крестьяне. Крестьянки.

Первый акт

Первая картина.

ДОМ МАРЦЕЛИНЫ

Утро. Звуки деревенской атмосферы создают идиллию беззаботности и радости нового дня.

Хозяйка дома, Марцелина, готовит инвентарь для работающих на нее крестьян.

Ее дочь, Лиза, с нетерпением ждет своего возлюбленного Колена, но его почему-то нет. Лиза грустит и мечтает о встрече.

Неожиданно для нее подкравшийся Колен обнимает Лизу. Они счастливы, но...

Марцелина в гневе обрушивается на бедного Колена, он бедняк, у него нет денег, а Лиза из небедной семьи, и Марцелина уже присмотрела для дочери богатого жениха — сына мельника Мишо.

А вот и они. Прогнав Колена, Марцелина с радостью встречает Мишо и его сына.

Сын Мишо, Ален, только что приехал из Парижа, и воздух провинции действует на него одурманивающе. Цикады, бабочки, птички, коровы вызывают у него чувство недоумения и восторга. Он больше интересуется окружающей его природой, чем сватовством и знакомством с невестой.

Марцелина и Мишо торгуются из-за приданого, и только неожиданное появление жениха предотвращает ссору.

Воспользовавшись тем, что мамаша и мельник увлеклись ссорой, Лиза незаметно убегает искать Колена. Пришедшие в себя Марцелина, Мишо и Ален устремляются за Лизой.

Вторая картина.

ЖАТВА

Жаркий летний день. Крестьяне занимаются уборкой урожая.

Во время отдыха Лиза прибегает к Колену. Здесь среди друзей они могут не бояться Марцелины.

Но Марцелина находит влюбленных и здесь. Начинается гроза. Воспользовавшись суматохой бури, Лиза и Колен прячутся. Однако матери удается с трудом вырвать дочь из объятий Колена.

Второй акт
Третья картина.

КОМНАТА ЛИЗЫ

Лиза грустит о Колене. Марцелина заставляет ее прясть пряжу, а сама готовит для дочери свадебную фату. Примерив фату, Марцелина учит дочь благородным манерам.

Урок танцев усыпляет Марцелину, и она засыпает. Лиза хочет убежать из дома, но дверь заперта, а ключи у матери. Лиза не знает, что делать.

В окно заглянул Колен и подсказывает Лизе, как взять ключи у матери.

Марцелина просыпается и ругает дочь, что она плохо работает.

Появляются крестьяне. Они пришли получить от Марцелины деньги за работу. После длительного торга с жадной хозяйкой крестьяне уходят, сложив принесенные снопы.

Марцелина велит Лизе перенести снопы в кладовую, а сама уходит за свадебным платьем, предварительно заперев входную дверь на ключ.

Лиза одна. Колена нет. Она мечтает о нем и об их счастье.

Неожиданно из снопов вылезает спрятавшийся там Колен. Влюбленные счастливы, но... слышны шаги возвращающейся Марцелины. Лиза прячет Колена в своей спальне.

Марцелина показывает дочери свадебное платье. Начинается примерка. В момент переодевания слышен стук в дверь. Это пришли Мишо, Ален и нотариус подписать брачный контракт.

Чтобы не показать дочь в раздетом виде, Марцелина в панике заталкивает ее в спальню, где уже спрятан Колен. Заперев спальню на ключ, счастливая Марцелина встречает гостей.

— А где же невеста? — спрашивает Мишо.

Марцелина торжественно вручает ключ от спальни жениху.

Открыв дверь спальни, Ален застывает в изумлении.

— В чем дело? — спрашивает Марцелина и бежит в спальню. Шок от увиденного Колена и раздетой Лизы повергает бедную мать в обморок.

Скандал!

Мишо обвиняет Марцелину, которая готова убить и Лизу, и Колена. Мельник с сыном в гневе покидают дом.

Четвертая картина.

СВАДЬБА

К радости Лизы, Колена и всей деревни Марцелина дала согласие на брак.

В ДЕРЕВНЕ ПРАЗДНИК!!!

Описание
Источник: Балет. Энциклопедия, гл. ред. Ю. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981, материалы прессы, программки, выпущенные к премьерам в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2001), в Большом театре (2002) .

1 ) Музыка : Неизвестный автор, используются французкие народные мотивы.

Либретто Жан Доберваль.
Балетмейстер Жан Доберваль.

Первое представление: театр г. Бордо, 1 июля 1789 г.

Первые исполнители: Лиза - мадемуазель Теодор; Колен - Жан Доберваль (или Э. Юс).

Другие наиболее известные постановки:
Театр Пантеон, Лондон: Первое представление 30 апреля 1791 г.

Балетмейстер Жан Доберваль.

Первые исполнители: Лиза - мадемуазель Теодор; Колен - Ш. Дидло; Ален - С. Вигано.

Все последующие постановки, в том числе с музыкой Герольда или Гертеля, основаны на постановке Доберваля.

Театр Сан-Самуэле, Венеция: Первое представление 1793 г.
Балетмейстер С. Вигано.

Первые исполнители: Лиза - М. Вигано; Колен - С. Вигано.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797).

Театр Порт-Сен-Мартен, Париж: Первое представление 13 октября 1803 г.
Балетмейстер Э. Юс.

Первые исполнители: Лиза - Лаура; Колен - Спиталье (или Корниоль); Ален - Арман; Симона - Оссар.

Придворный оперный театр, Вена: 1809г.
Балетмейстер Ж. Омер.

Первые исполнители: Колен - Ф. Тальони;

Придворный оперный театр, Вена, под названием Лиза и Колен: Первое представление 1813 г.
Балетмейстер Ф. Бернаделли.

Первые исполнители: Лиза - Ж. Коблер.

Королевская опера, Стокгольм: Первое представление 14 октября 1812 г.
Балетмейстер Ж. Брюло.

Королевский театр, Копенгаген: Первое представление 17 ноября 1819 г.

Затем балет ставился в Милане, Мадриде, Брюсселе.

Театр Лафайетт, Нью-Йорк, под названием Любовники, или Тщетная предосторожность: 31 июля 1828 г.
Балетмейстер А. Леон

- В России:
Петровский театр, Москва, под названием Обманутая старуха: 14 декабря 1800 г.

Балетмейстер Дж. Соломони.

Первые исполнители: Лиза - Соломони-дочь.

Арбатский театр, Москва, под названием Худо сбереженная дочь, или Бесполезная предосторожность: 5 мая 1808 г.
Балетмейстер Ж. Ламираль.

Первые исполнители: Лиза - Е. Ламираль.

Московская сцена, под названием Жанета и Колен, или Деревенская свадьба: 15 октября 1818 г.
Балетмейстер Ф. Бернаделли.

Большой театр, Москва, возобновление: 25 июня 1827 г.
Первые исполнители: Лиза - Д.С. Лопухина; Колен - Ж. Ришар (старший).

Большой театр, Петербург, под названием Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность: 1808 г.
Балетмейстер Ш. Дидло.

Большой театр, Петербург, возобновление: 20 сентября 1818 г.
Балетмейстер Ш. Дидло.

Первые исполнители: Лиза - А. Бернаделли; Колен - Н.П. Артемьев; Марцелина - Ф. Бернаделли.

Большой театр, Петербург, возобновление: 29 апреля 1828 г.
Первые исполнители: Лиза - А. Бертран-Атрюкс.

2 ) Музыка : Луи-Жозеф-Фердинанд Герольд.

Королевская академия музыки и танца, Париж: 27 ноября 1828 г.
Балетмейстер Ж. Омер.

Первые исполнители: Лиза - П. Монтессю; Колен - М. Лонер.

Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление: 15 сентября 1837 г.
Добавлено па де де, написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер.

Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер; Колен - Ж. Мазилье.

Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление: 23 февраля 1853 г.
Балетмейстер А. Сен-Леон (по редакци Ж. Омера).

Первые исполнители: Лиза - Э. Бессоне; Колен - Л. Петипа.

- В России:
Большой театр, Москва, под названием Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность: 12 февраля 1845 г.

Балетмейстер И. Н. Никитин (по редакции Ш. Дидло).

Первые исполнители: Лиза - Е.А. Санковская; Колен - И.Н. Никитин.

Большой театр, Москва, возобновление: 11 мая 1850 г.
Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер.

Большой театр, Петербург: 20 ноября 1848 г.
Постановка по редакции Ш. Дидло.

Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер; Колен - Х.П. Иоганссон; Марцелина - Ж. Перро .

Большой театр, Петербург: 28 октября 1854 г.
Балетмейстер Ж. Перро.

Первые исполнители: Лиза - А. И. Прихунова .

- За рубежом:
Королевский балет, театр Ковент-Гарден, Лондон : 1960 г.

Музыка: Герольд в обработке Дж. Ланчбери.

Балетмейстер Ф. Аштон, художник О. Ланкастер.

Первые исполнители: Лиза - Н. Нерина; Колен - Д. Блэр; Ален - А. Грант.

Эта же постановка - 1967 г., Австралийский балет.

- На советской сцене:
Малый театр, Ленинград : 3 мая 1971 г.

Балетмейстер О.М. Виноградов, художники Г. Сотников (декорации), Т. Ратнер (костюмы).

Первые исполнители: Лиза - Г.В. Покрышкина; Колен - Н.А. Долгушин; Марцелина - Н.Н. Боярчиков; Ален - Г.Р. Замуэль.

- В России:
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва : 30 мая 2001 г.

Балетмейстер Олег Виноградов. Художник - Вячеслав Окунев, художник по костюмам - Ирина Пресс.

Первые исполнители: Лиза - Екатерина Сафонова; Колен -Роман Маленко; Марцелина - Владимир Кириллов; Ален - Антон Домашев.

Большой театр, Москва : 29 января 2002 г.
Балетмейстер Фредерик Аштон, постановщик Александр Грант. Художник - Осберт Ланкастер.

Первые исполнители: Лиза - Нина Капцова; Колен - Андрей Болотин; Вдова Симона - Александр Петухов; Ален - Геннадий Янин.

3 ) Музыка: Петер Людвиг Гертель
Придворная опера, Берлин: 7 ноября 1864 г.

Балетмейстер П. Тальони.

Первые исполнители: Лиза - Селлинг; Колен - Гийемен;

- В России:
Мариинский театр, Петербург: 15 декабря 1885 г.

Балетмейстер Л.И. Иванов, М.И. Петипа.

Первые исполнители: Лиза - В. Цукки; Колен - П.А. Гердт.

На сцене Александринского театра, Петербург: 25 сентября 1894 г.
Балетмейстер Л.И. Иванов, М.И. Петипа.

Первые исполнители: Лиза - Г. Гантенберг; Колен - П.А. Гердт (или С.С. Литавкин); Никез - А.А. Горский (или И.И. Воронков); Марцелина - Э.Ц. Чеккетти.

Большой театр, Москва: 24 ноября 1891 г.
Балетмейстер И. Мендес.

Первые исполнители: Лиза - Л.Р. Нелидова; Колен - И.Н. Хлюстин; Марцелина - В.Ф. Гельцер .

Большой театр, Москва: 29 декабря 1905 г.
Балетмейстер А.А. Горский.

Первые исполнители: Лиза - С.В. Федорова; Колен - М.М. Мордкин; Марцелина - В.А. Рябцев.

Большой театр, Москва, возобновление: 24 апреля 1916 г.
Балетмейстер А.А. Горский. Художник Ф.А. Лавдовский.

Первые исполнители: Лиза - Е.В. Гельцер; Колен - Л.А. Жуков; Марцелина - В.А. Рябцев.

- На советской сцене:
Большой театр (на сцене Нового театра), Москва, возобновление: 27 января 1922 г.

Балетмейстер А.А. Горский.

Первые исполнители: Лиза - С.В. Федорова.

Филиал Большого театра, Москва, возобновление: 4 декабря 1932 г.
Балетмейстер Е.И. Долинская (по редакции А.А. Горского). Художник С.К. Самохвалов.

Первые исполнители: Лиза - В.П. Васильева; Колен - В.Д. Голубин; Марцелина - В.А. Рябцев.

Филиал Большого театра, Москва, возобновление: 1943 г.
Балетмейстер А.М. Мессерер, Е.И. Долинская (по редакции А.А. Горского). Художники С. Самохвалов, Л.А. Федоров.

Первые исполнители: Лиза - Т. Бессмертнова; Колен - Г.К. Фарманянц; Марцелина - В.И. Цаплин.

Спектакль Большого театра и Московского хореографического училища: 23 декабря 1979 г.
Балетмейстер С.Н. Головкина, М.С. Мартиросян, А.И. Радунский, художник В.К. Клементьев.

Первые исполнители: Лиза - Э.Ю. Лузина; Колен - Л.В. Никонов; Марцелина - В.С. Ворохобко.

Театр оперы и балета, Петроград: 22 апреля 1923 г.
Балетмейстер В.И. Пономарев (по редакции Л.И. Иванова и М.И. Петипа).

Первые исполнители: Лиза - М.А. Кожухова; Колен - Пономарев; Марцелина - А.И. Чекрыгин.

Малый театр, Ленинград: 10 января 1937 г.
Балетмейстер Л.М. Лавровский, музыка дополнена произведениями Л. Делиба, Р.Е. Дриго, Л.Ф. Минкуса, Ч. Пуньи, А.Г. Рубинштейна (в обработке П.Э. Фельдта). Художник Т.Г. Бруни

Первые исполнители: Лиза - Н.Г. Кириллова; Колен - С.П. Дубинин; Марцелина - А.А. Орлов.

- За рубежом:
1912, сокращенный вариант, труппа Анна Павловой, Лондон; Лиза - А. Павлова.

1937, Американский передвижной театр, Нью-Йорк, балетмейстер М.М. Мордкин; Лиза - Л. Чейз, Колен - М.М. Мордкин.

1940, труппа Балле Тиэтр, Нью-Йорк, балетмейстер Б.Ф. Нижинская, художник С.Ю. Судейкин; Лиза - И. Баронова.

27.11.1947, труппа Гран балле дю марки де Куэвас, балетмейстер А.М. Балашова; Лиза - Р. Жанмэр.

1948, труппа А. Алонсо Балет республики Куба, Гавана, балетмейстер А. Алонсо, художники Л. Маркес и Э. дель Ойо; Лизетта - А. Алонсо, Колен - Р.Родригес, Симона - Х. Парес.

1956, театр Храм неба, Пекин, балетмейстер В.И. Цаплин.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 6 гостей


Страница создана за 0.526 секунды
Общее время SQL: 0.221 секунды - SQL запросов: 21 - Среднее время SQL: 0.01051 секунды