Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Учебные материалы

Статьи, курсовые и дипломные работы, рефераты и другие материалы.

Свободные Альбиносы

Либретто постановочный план балета по мотивам Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”

24 фев 2017

Сверхзадача: Путь к достижению совершенства лежит через веру в свои силы.

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

 

Действующие лица:

Джонатан - творческая, целеустремленная чайка.

Пять светлых чаек Альбиносов - первые гости.
Восемь молодых чаек (Альбиносов) – друзья Джонатана.

Чианг - старейшина небесной стаи Альбиносов.
Дагон - злобный старейшина земной Стаи.
Родители Джонатана - отец и мать.

Земная стая чаек - кордебалет ( Двадцать чаек ).
Небесная стая чаек Альбиносов - кордебалет
(Пятнадцать чаек ).

Смена декораций происходит в действиях.

 

Сценарий балета ( Режиссерский пересказ ).

Действие первое.

Картина первая: В стае праздник. Незаметно наступает вечер.
Праздник продолжается. Новые чайки Альбиносы прилетают
на берег моря. Все смеются над ними. Общее веселье
продолжается. Гости остаются одни.

Картина вторая: Один Джонатан проявляет интерес к гостям.
Он подсматривает за ними. Вскоре он остаётся один и ночью
пробует их танец.

У Джонатана появляется стремление узнать, научиться и
познать себя. Его воображение наполняется всевозможными
пируэтами и невиданными трюками.

Картина третья: На рассвете к Джонатану подлетают друзья.
Он рассказывает о таинственной ночи. Все советуют забыть об
этом. Джонатан не находит себе места и с нетерпением ждет
вечера.

Картина четвертая: Вечер. Прилетают чайки Альбиносы
невиданной красоты. Джонатан выходит к ним навстречу. Он
просит принять его в стаю. Они берут его с собой на небеса, и
он становится братом  в их стае .

Действие второе.

Картина первая: Обычный будничный день. Все земные чайки
суетятся по своим делам.

Картина вторая: Прилетает Джонатан. Он рассказывает стае,
как хорошо на небесах. И предлагает улететь вместе с ним.
Старейшина стаи возмущен выходкой Джонатана. Но
Джонатан интригует и заинтересовывает друзей. Молодые
чайки тайком уходят из стаи.

Картина третья: Молодые друзья видят необычайную прелесть
происходящего на небесах. Стая Альбиносов рада появлению
новых чаек и приветствует их. Соплеменники Джонатана
бросаются на встречу новым знаниям.

Катрина четвертая: В небесной стае царит полное согласие и
понимание. Все стремятся к совершенству полёта.

Картина пятая: Повысив свой духовный рост, соплеменники
Джонатана решают вернутся в земную стаю. Они хотят
поделиться  знаниями.

Действие третье.

Картина первая: В земной стае снова праздник. Наступает вечер.
Прилетают молодые чайка во главе с Джонатаном. Они
приветствуют родную стаю.

Картина вторая. Праздник прекращается. Все критически
обсуждают и ругают молодых неопытных чаек. Старейшина
объявляет им позор и ставит беглецов перед выбором: возвращение
или изгнание.

Картина третья: В обществе молодых беглецов раскол. Не все
верят в свои силы. И в недоумении они разделяются на две
части. Одни возвращаются в стаю, признавая своё
легкомыслие. Другие остаются одни с верой и надеждой.
Картина четвертая: Юные чайки не теряют надежды постичь
цель существования. Они продолжают свой духовный рост.
Вдруг небо озаряется ярким светом. И луч небесного света
приглашает изгнанников в следующий мир. Чайки Альбиносы
улетают в новый мир.

Эпилог.

Стая живет обычным ритмом жизни. Только по ночам вдали от
стаи собираются несколько чаек и, тоскуя о прошлом, танцуют
запретный танец.

 

Задание балетмейстеру

 

В ходе подготовки хореографического материала, балетмейстер
плотным образом сотрудничает и взаимодействует с
композитором.

В балете присутствует два типа хореографии: Классический
танец и фольклорно - бытовой материал.

На протяжении всего балета хореография развивается до
сложных вариаций и упрощается до бытового поведения.

Действие первое.

Картина первая: Открывается занавес. На сцене земная стая.
Стая шумно празднует весенний праздник. Взрослые чайки
танцуют свои бытовые танцы. Джонатан в окружении друзей
ухаживает за молоденькими чайками. С приходом чаек
Альбиносов стая оживляется и во время танца гостей смеётся над
ними. Один Джонатан с интересом смотрит на них. Праздник
продолжается.

Картина вторая: Постепенно гости остаются одни на сцене.
Спрятавшись за высокий камень, Джонатан подсматривает за
Альбиносами. Они исполняют свой необычный танец.
Закончив, они улетают. Джонатан выходит из укрытия и
пытается подражать Альбиносам.

Картина третья: На рассвете Джонатан без сил приходит в
стаю. Увидев Джонатана, молодые чайки подлетают к нему. Все
интересуются его исчезновением с праздника. Джонатан
подробно рассказывает увиденное. Встревоженные родители
пытаются образумить и отговорить Джонатана от рискованной
идеи. Джонатан погружается в свои мысли, ему интересны
загадочные чайки.

Картина четвертая: Дождавшись вечера Джонатан прилетает к
заветному месту. Чайки Альбиносы вновь исполняют
чарующий танец. Джонатан влюбляется в их естественную
красоту. Он выходит к ним. Завязывается танец
взаимопонимания и согласия. Альбиносы приглашают
Джонатана с собой на небеса.

Действие второе.

Картина первая: Открывается занавес. На сцене земная стая
чаек. Каждая чайка занимается своим делом. Они то
собираются в отдельные группы, то разбредаются, не замечая
друг друга.

Картина вторая: Появляется Джонатан. Он демонстрирует своё
новое умение. Джонатан сталкивается с негодованием
соплеменников. Джонатан тайком уговаривает любопытных
друзей лететь с ним. Вечером они улетают.

Картина третья: Новая стая чаек Альбиносов появляется на
сцене. Она исполняет торжественный танец. С глубоким
волнением и ответственностью Джонатан относится к
происходящему. Входит старейшина, и стая приветствует
чайку, познавшую великую тайну и радость полета.
Старейшина самый опытный, самый быстрый, его костюм
самый светлый.

Картина четвертая: Молодые чайки постепенно увлекаются и
включаются в процесс творческого роста. Чайки Альбиносы
обучают и поддерживают молодых друзей.

Картина пятая: Познав Альбиносов, молодые чайки благодарят
их. Во главе с Джонатаном чайки летят обратно в земную стаю.

Действие третье.

Картина первая: Открывается занавес. Земная стая празднично
встречает осенние холода. Вечером прилетают молодые
беглецы во главе с Джонатаном. Они почтительно
приветствуют родную стаю и показывают новые умения.
Картина вторая: Старейшина останавливает праздник. Вся стая
критически осуждает беглецов. Никто не хочет выслушать и
понять их. Их ставят перед выбором.

Картина третья: Молодые друзья растеряны. Некоторые не
уверены в своих силах. Часть чаек-беглецов пугает
неопределенность. Они раскалываются на две группы.
Половина возвращается в земную стаю. Земная стая прогоняет
молодых, легкомысленных изгнанников.

Картина четвертая: Джонатан поддерживает верных друзей.
Они вместе преодолевают многие трудности. Молодые чайки
находят силы для дальнейшего своего развития. Их
технические возможности постепенно возрастают. В конце
действия у них вырастают крылья невиданной красоты. Теперь
сильные духом молодые чуйки Альбиносы улетают покорять
новые миры. Джонатана выбирают вожаком молодой стаи
Альбиносов.

Эпилог

Земная стая ведет обычный образ жизни. Но как только стихает
повседневная суета, несколько чаек собираются у высокого камня и танцуют танец необычайной красоты. 

 Декорационное оформление балета.

Декорации должны совпадать по эмоциональному содержанию,
единству, колориту, ритму и динамике с музыкальным
сопровождением и хореографическими выразительными
средствами.

Действие 1 и 3.

 

Сцена представляет собой берег моря. Задник составлен из
двух частей: 1 часть - с левой стороны изображен горизонт
моря с далеким одиноким кораблем.

2  часть – с  правой  стороны  скалистый  берег  с
волнами. Высокий камень лежит у подножья скалы.

Вдали задника далеко в глубине плывут расплывчатые облака.
На берегу стоит разрушенный замок с несколькими деревьями.
Кулисы можно рассматривать как жилище чаек - серые,
мрачные, сухие и тоскливые.

Туман обволакивает все пространство сцены. Преобладает
пенистый, волнистый, песочного цвета рисунок.

 

 

Действие 2.

 

На заднике появляются легкие , воздушные, пышные облака.
Солнечный свет легко падает на сцену. Все вокруг мягкое и «шелковистое».

Некоторые облака лежат на земле. Они служат мягкими
диванами для отдыха и размышлений.

В действии много трюков. Их можно исполнить с помощью
Батута, плавающего по сцене в виде облака.

Костюмы.

Два вида костюмов - светлый и темный. Неповторимость
костюмов проявляется в отдельных мелких деталях: в молниях,
пуговицах, в длине рукавов, цвете, длине и ширине крыльев,
сделанных из перьев. Самые необычные костюмы у старейшин:
они самые «навороченные».

Самые большие изменения в процессе балета происходит с
костюмом Джонатана. В начале он пестрый, невзрачный.
Приобретая новый опыт, Джонатан срывает старые элементы
костюма (под которыми скрывается новый светлый костюм).
Перевоплощение есть и у учеников. (Технически смена их костюмов происходит проще и быстрее - с помощью липучек.)

Свет.

Декорации подсвечиваются изнутри, что создает эффект
объемного освещения. Свет работает на декорации, охватывая
весь масштаб сцены.

Земные декорации освещены тусклыми красками. Небесные
декорации светлее и ярче.

Освещение выхватывает в действии решающие эпизоды.
Краски сгущаются только к кульминации, а к финалу снова
появляется «лучик надежды».

 

Задание композитору.

 

Балет имеет трехчастную форму - АВА.

Главная и побочная темы, связаны со сверхзадачей. Главная
тема принадлежит молодым Альбиносам. В ходе балета их тема
приобретает свою нужную конечную форму.

Лейтмотив звучит во всем балете. Тема молодой стаи
Альбиносов развивается только к середине. В начале она
только зарождается, закладывается и находится в поисках. Со
временем, тема наполняется мелодичностью и лиричностью. В
ней есть бурные всплески и переживания, беспорядочные, но
глубоко продуманные куски.

Тема земной стаи - побочная. Простая, грубая и мрачная. В ней
сплошные рабочие будни. В целом, музыка выражает
обывательскую жизнь. Музыка усложняется в конце балета, где
становится нервной и гневной.

Музыка Джонатана самая мелодичная, хотя несколько   пульсирующая Она загадочная и красивая. Эта мелодия самая танцевальная, сказочная.

Действие первое.

Картина первая: Звучит вступление (тема земной стаи).
Появляется мелодия Альбиносов - она звучит фоном. Их
музыка живее и мелодичней, она носит более активный
характер. Тема земной стаи заглушает Альбиносов.

Картина вторая: Тема Альбиносов. Звучит отдельная сюита.
Мелодия Джонатана слабая и неуверенная.

Картина третья: Музыка стаи подавляет тему Джонатана, она
более ритмически выражена. В музыке звучат нотки
переживания и беспокойства.

Картина четвертая: Мелодия небесных чаек Альбиносов.
Появляются новые звуки. Идут сольные танцевальные эпизоды.
Идет поиск новых выразительных средств, это музыка
Джонатана рождается заново. Музыка начинает звучать
уверенней, она становится обширней и красочней. Легкая
сюита переносит Джонатана в другой мир звуков, которые
принесли с собой чайки Альбиносы.

Действие второе.

Картина первая: Музыка земной стаи. Это один ритмический
рисунок.

Картина вторая: Тема Джонатана очень активная. Музыка стаи
подавляет тему Джонатана. Но вечером к ней подключаются
новые голоса.

Картина третья: Музыка небесной стаи. Сюита. Самая красивая
часть балета. Звучит романсовая интонация. Идут сольные
танцевальные эпизоды. Тема Чианга самая поэтичная. Все
звуки ровные и гармоничные. Общая кода новых
соплеменников.

Картина четвертая: В музыке звучит поддержка и одобрение.
Тема молодых чаек полностью раскрывается, обретает красоту,
гармонию.

Картина пятая: Тема Джонатана здесь динамически
расширяется. Она преображена в мелодико-ритмический
рисунок. К концу картины музыка играет прерывисто, то бурно,
то лирично. Снова идет музыка небесной стаи ( общая кода).

 

Действие третье.

Картина первая: Звучит вступление темы земной стаи.
Появляется мелодия молодых чаек, - она звучит фоном. Их
музыка живее и мелодичней, она носит более активный
характер.

Картина вторая Тема земной стаи заглушает музыку молодых
чаек. Звучит суровая музыка, земной стаи. Она наполнена
низкими звуками и общим бездушием.

Картина третья: Тема молодых чаек становится слабее, она
наполняется унынием и смирением. Неожиданно музыка
делится на решительную и покорную, полную смирения.
Звучит новая тема молодых чаек с новыми голосами.

Картина четвертая: Решительная музыка полна надежд. Это
кульминация балета. Музыка затихает появляется
торжественная органная музыка.

 

ЭПИЛОГ

         После непродолжительной темы земной стаи зарождается новая мелодия, она полна надежды и борьбы.

 

Текст

Татьяна Спасская

Похожие

Нет записей

Нет тегов

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 20 гостей


Страница создана за 0.176 секунды
Общее время SQL: 0.036 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00192 секунды