Вы здесь:  Читалка (Библиотека) | Учебные материалы

Статьи, курсовые и дипломные работы, рефераты и другие материалы.

История любви Франчески да Римини

Либретто-постановочный план балета по мотивам поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»

24 фев 2017

Одноактный балет в двух  картинах

Жанр балета:       психологическая   драма

Сверх задача  балета:   Ревность,  любовь  и  смерть  часто  идут  рядом

В помощь студентам, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог»

Данная разработка предназначена для оказания помощи студентам высших и средних учебных заведений, обучающимся по специальности «балетмейстер-педагог», в написании курсовых и дипломных работ, а также методических разработок.

 

Действующие лица:

Франческа  да  Римини
Джанчотто  Малатеста
Паоло  Малатеста
Герцог
Герцогиня

В  спектакле  принимает  участие  мужской  и  женский  кордебалет

 

ПРОЛОГ

Прожектор  высвечивает  мученика,  грешника,  сидящего  в огнен-ной  могиле  девятого  круга  ада.

Это  Джанчотто  Малатеста.  Он очень стар, худ и страшен.
Одежда  на  нем  истлела, почернела  и  висит  лохмотьями.  Обувь  обуглилась.

Мимо него пролетает пара теней - это Франческа и Паоло.
Джанчотто  бросается  за  ними.

Начинается  адский  танец  теней  и Джанчотто.

джанчотто пытается поймать их, но они неуловимы. Продолжая
свой танец, Франческа и Паоло кружатся по сцене в бешеном темпе.
Они появляются то в левом, то в правом углу сцены. То исчезают,
то вновь появляются  у  него  за  спиной.

Танец Джанчотто приземленный, угловатый, ломаный, тяжелый.
Он  мечется  по  сцене  в  погоне  за  ними.

Обессиленный Джанчотто падает, мучается в страшных судоро-
гах, а мимо вновь проносятся влюбленные. Они вечно вместе, слитые
воедино.

Джанчотто пытается встать, но не может. Эта пара не дает
ему  покоя.  Она  напоминает  ему  о  содеянном.

Франческа и Паоло,  кружась,  покидают сцену.

И вновь изможденного старца – Джанчотто - мучает одно и то же
видение. Перед ним милая его сердцу Франческа и любимый брат
Паоло.

 

Картина  первая

Бал в честь шестнадцатилетия Франчески.

С правой стороны сцены возвышается трон, на котором восседают герцог с герцогиней.

Входят   гости.  Все  приветствуют  герцога.  Звучит  торжествен-ная  музыка.  В  поклонах  и  реверансах  гости  поздравляют  хозяев и  преподносят подарки герцогу.

Раздается аккорд, оповещающий о приглашении к первому танцу. Девушки  легко и грациозно кружатся в темпе вальса. Это танец невест. Они выбирают себе кавалеров.

Звучит следующий аккорд, знаменуя переход к  следующему танцу.

Девушек сменяют рыцари. Танец их галантен и учтив. Танец заканчивается, и они застывают в поклонах, снимая шляпы перед дамами и приглашая их на следующий танец. Все танцуют паванну.

В  первой  паре герцог с герцогиней.

Входят два  рыцаря. Это братья Малатеста. Джанчотто намного старше Паоло.

Паоло с юношеским нетерпением рвется танцевать. В стремлении опередить брата, он выбегает вперед, Джанчотто останавливает его. Смотрит на Паоло с укоризной и поучительно. Старший брат во всем и всегда должен быть первым. Паоло игриво останавливается,  подтягивается  и  пропускает брата вперед.

Танец  шалости  и  задора.

Джанчотто кланяется герцогу и его  супруге. Представляет им своего младшего брата.

В торжественной музыке пауза.

Появляется  ослепительной  красоты  Францеска - дочь герцога. Она проходит сквозь  расступившуюся  перед  ней  толпу  гостей. Это  её  первый  бал.

Франческа танцует соло именинницы. Она излучает любовь и  радость. Все с восхищением смотрят на неё.

Франческа подходит к родителям. Отец представляет Франческе Джанчотто. Они танцуют в стиле паванна, первой парой, вместе со всеми гостями. Джанчотто  страстно  влюбляется  в  неё.

Все мужчины очарованы юной Франческой, её грацией, красотой, чистотой  образа. Они  наперебой  приглашают её танцевать.

Объявляют танцевальную игру - состязание с платком. Награда  выигравшему  в  состязании - поцелуй Франчески  через  этот  платок.

Паоло обыгрывает всех и брата. Получив платок, Паоло подходит к Франческе  за  поцелуем  через  платок.

Дуэт  победителя и Францески. Они танцуют счастливый танец. Целуются,  и  Паоло  дарит  ей  платок.  Дуэт влюбленных. Оба понимают, что влюблены  сильно,  навечно!

Внезапно гаснет свет. Музыка затихает. Видны отблески пожаров. Слышен  призыв  военных  труб.   Бьют в набат.

Гости  разделяются  на две части. Дамы, во главе с Франческой, покидают бал. В глубине сцены остаются мужчины. Звучит гордая мелодия. Они собираются колоннами.  Впереди  всех два  брата  Малатеста. Они стоят рядом.

Дамы, торжественно танцуя в стиле паванны, выносят мечи и  щиты для мужей и сыновей. Исполняется  воинственный  танец.

На переднем  плане сцены  Паоло, Франческа и Джанчотто.  Трио.

Франческа отдает оружие Паоло. Еле справляясь, подает  Паоло меч и просит его быть осторожным  в бою и беречь себя. На прощание она целует его и повязывает платок  в  знак  вечной  любви.

Джанчотто всё это время пристально следит за ними. Он  пытается обратить внимание Франчески на себя. Старается доказать свою любовь к  ней  и её просит об этом же. Джанчотто требует от брата уступить ему Франческу, так как он старше и должен на ней жениться. Паоло отвергает все требования брата. Тогда Джанчотто крадет у Паоло платок, который подарила ему Франческа. Все уходят на войну.

 

КАРТИНА ВТОРАЯ

Рассвет. Война окончена. Звучит гимн победы. Горожане
возвращаются  в свои дома.

Дамы встречают своих мужей и сыновей.  /Общий танец/.

На сцену выбегает Франческа. Ей навстречу, обнявшись, идут счастливые пары. Франческа  ищет Паоло.

Она каждого останавливает, заглядывает в лицо, тревожно озирается. Паоло нигде нет. /Танец отчаяния/.

Она в смятении, в ужасе, в страхе. Она не хочет этому  верить.

Появляется Джанчотто. Он один. /Странный дуэт/.

Джанчотто надвигается на Франческу, а она  пятится  назад.

Вдруг Франческа осознает, что Паоло погиб. В изнеможении
падает в обморок.

Джанчотто вытирает ей холодный  пот со лба  платком.  Франческа открывает глаза и видит в руках Джанчотто  платок, который  она подарила  Паоло.

Вся дрожа, Франческа берет платок в  руки, смотрит в глаза Джанчотто и не понимает, что с ней происходит .

Джанчотто поднимает Франческу, берет как ребенка на руки и несет впереди всей процессии.

Монолог Франчески.  Танец с платком.

Франческа прощается с Паоло. Она оплакивает его, страдает, переживает, тоскует. Ей начинает уже казаться, что Паоло жив  и  с ней. Это состояние доходит до апогея. И вот Франческа уже не понимает, где находится и с кем. Её рассудок помутился.

Танец трио - Франческа, Паоло и Джанчотто.

Франческе представляется, что она танцует с Паоло, а зритель видит, что это ей  только  кажется.  На  самом  деле  Франческа  танцует  с  Джанчотто.

Трюковое  решение  светом  и   хореографией.

На сцену выходят горожане. Франческа все еще видит перед собой Паоло. Девушки, танцуя, надевают ей фату.

Толпа  расступается.

И  вдруг  Франческа  словно  просыпается.  С  глаз  сходит  пелена  и  она видит,  что  стоит  в  подвенечном  убранстве  с  Джанчотто.

Свадебное  шествие.  Во  главе танцующих горожан Джанчоттос Франческой.

Звучат фанфары.

На сцене появляется в доспехах Паоло. Франческа и Паоло бросаются в объятия друг другу. Сброшенная фата летит в руки Джанчотто,. Джанчотто оскорблен, полон ненависти и злобы. В гневе он  выхватывает  у Паоло меч и одним ударом  убивает обоих,  протыкая  их насквозь. Тем самым соединяет их навечно.

ЭПИЛОГ

Судьбы героев переведены из бытовог  ряда вморально-психологический.

Джанчотто бесконечно страдает от ревности, от подлого обмана и от безжалостного убийства.

Джанчотто сидит в огненной могиле, а мимо проносится в бурном вихре пара влюбленных грешников. Это Франческа и Паоло.Они сами желают своей муки и для обоих отрадно это вечное горе вдвоем. Нежно обнявшись и не покидая друг друга ни на мгновение, они танцуют танец любви и страсти. Танец их легок и воз-душен. Они приближаются к Джанчотто. Он бросается на них, но уже поздно. Он не может им ничего сделать. Франческа и Паоло  вместе  навечно.

 

ЗАДАНИЕ КОМПОЗИТОРУ

Музыка ада. Грозно звучат хоры духов, исполняемые тромбонами. Наряду с острыми гармониями "фатальным ритмом" впечатление жути должны создавать медные духовые инструменты, изображающие лай, кваканье, шипение, визги. Стремительные пассажи, острые акценты, хаос трубных звуков.

Тема смерти вырастает из хаоса музыкального ада, Остинатный жесткий ритм. Хор человеческих голосов на латинском языке.

И всему этому противостоит нежная музыкальная тема любви с аккомпаниментом арфы. Элегически окрашенная плавная мелодия становится всё взволнованнее, активнее.

Кончается пролог в светлых пасторальных тонах. Свирельные наигрыши, тихое струящееся звучание скрипок, легкая прозрачная оркестровка передадут настроение полной умиротворенности. А выразительная меланхолическая мелодия флейты  вводит  в  мир воспоминаний.

КАРТИНА ПЕРВАЯ

В оркестровом вступлении звучит беззаботная музыка бала. Выходят гости. Музыка отличается живостью, яркостью, колоритностью.

Выход герцога сопровождается торжественной музыкой бранля.

Звучит аккорд.

Танец невест.

На фоне переливов арфы звучит мелодия деревянных духовых инструментов. Красивая  кружащаяся музыка. Звучит аккорд.

Танец рыцарей.

Характер музыки маршеобразный. Тембровые краски создают медные духовые.

Звучат фанфары. Входят братья Малатеста.

Появление братьев сопровождается музыкой, построенной на контрастном полифоническом материале, образно  раскрывая  характер каждого брата.

В торжественной музыке - пауза.

В оркестре звучит соло арфы. Мелодия воздушна, переливается струящимися  пассажами. Темп  ближе  к быстрому.

Оркестровое звучание переходит в мелодию танца паванна. Она преисполнена строгим пафосом. Завершается музыкальная картина темой любви, в которой звучит завуалированная тема смерти.

Контрастом звучит музыкальная тема шумного празднества, детской забавы.

Бравурное звучание музыкальной ткани. Восходящие и нисходяще секвенции  красочно  передают атмосферу игры - состязания.

Развернутая коденция с последовательным сочетанием аккордов символизирует танец победителя  /Паоло с Франческой/.

Темп постепенно замедляется. Мелодия переходит в плавную, нерешительную, зарождающуюся тему любви. Постепенно звучание крепнет и становится  поэтическим  и  вдохновенным.

Внезапно ударили  в набат. В оркестровом звучании хаос и мельтешение. Стремительные пассажи  передают ощущение тревоги  и  взволнованности.

Под удары барабанов начинает петь женский хор на латинском языке. Постепенно подключаются мужские голоса. В звучание хора вплетается тема паванны.  Вступают медные  духовые.

Воинственный танец  построен  на  остинатном  ритме  темы  смерти и  на  перекличке  медных  духовых.

 

КАРТИНА ВТОРАЯ

Па фоне дрожащего шёпота скрипок вспыхивает тема любви. Нервная пульсация деревянных духовых сопоставляется с переживаниями Франчески. Напряжение, прерывистые интонации вносят беспокойство в тему любви. Переход на фоне нисходящего хода басов. Нагнетание беспокойного мотива подготавливает появление темы  смерти.

Музыка победного шествия постепенно пронизывается интонациями тешмы смерти.

В музыкальном трио нарастает тревога, проносящаяся от одних инструментов к другим. Звучит то в одной, то в другой тональности. Вступает тема смерти гротесково, остро, с издёвкой. Перемежается с ударами резких аккордов. Тема любви взлетает в верхний регистр и резко обрывается.

Свадебное шествие сопровождается остинатным ритмом на фоне мелодии танца паванна. Хор речитативом читает молитвы на латинском языке.

Неожиданно звучат фанфары.

Оркестровое звучание в октавном унисоне.

Тема смерти звучит у духовых грозно, открыто. Удар литавр.

 

э п и л о г

Музыкальная Соdа.

Вся финальная сцена происходит на остинатной теме смерти. Хор звучит жестко, агрессивно. Вступает тема любви, как гимн  высоким человеческим  чувствам.

Это кульминация всего балета.

 

ЗАДАНИЕ  ХУДОЖНИКУ

ПРОЛОГ

Задник с аппликацией на тюле со сценой ада, в просветахтюля виден город. Всему присущ мрачный, темный, холодный колорит, густые  зловещие краски, среди которых господствует красная и  черная, выступающие в самых разнообразных  сочетаниях. Спецэффектом создаются огненные языки пламени, как бы лижущие могилу мученика.

Одежда грешников - серая, непрозрачная, легкая.

Освещение неяркое, луч прожектора высвечивает Франческу, Паоло и Джанчотто.

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Сцена напоминает праздничный бальный зал эпохи конца средневековья,  начала  эпохи  Возрождения.

Задник для  сцены  бала с готическими оконными проёмами, в которых виден город. В убранстве присутствует теплый темный общий фон, на котором ярче выделяются оконные проёмы, город вдали золотисто-песочного цвета. Зал украшен золочеными  канделябрами.

Свет насыщенный, но темный. Спецэффект создает золотистый цвет. Окна и канделябры  начинают светиться,  как будто зажгли лампы.

Костюмы  из дорогой  плотной  ткани,  разнообразной  цветовой гаммы.

В силуэте присутствует средневековый стиль.

По мере развития событий свет помогает в раскрытии обра-зов, их переживания, накал страстей.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Задник - итальянская городская улица с высокими, узкими домами. В нижних этажах - лавки, кофейни.

Сцена - площадь перед Собором.

Декорация выполнена в теплых тонах. Цветовая палитра от золотисто-песочного до коричневого.

Горожане одеты обычно, повседневно. Силуэт костюма средневековый, бытовой.  Материал легкий.

Свет помогает выявлению образных черт каждого героя. По мере нарастания событий свет сгущается и уплотняется. Светом создаются трюковые решения балета.

ЭПИЛОГ

Используется декорация со светоэффектами пролога.

 

 

 

ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

 

ПРОЛОГ

Психологическая сцена ада, показывающая эмоциональное состояние героев балета.

КАРТИНА ПЕРВАЯ

БАЛ

  1. Выход  гостей  и  герцога  с  герцогиней.
  2. Танец  невест,  выбирающих  себе  кавалеров.
  3. Танец  рыцарей.
  4. Выход  братьев  Малатеста.
  5. Выход  Франчески.  Сольный  танец  именинницы.
  6. Сцена  знакомства  Джанчотто  с Франческой.  Джанчотто влюбляется  в  неё.
  7. Мужской танец - игра  -  состязание с платком.
  8. Сцена знакомства Паоло с Франческой. Танец победителя Паоло с Франческой.
  9. Дуэт  влюбленных  Паоло  и  Франчески.
  10. Сцена войны.

Танец  выноса  дамами  мечей  и  щитов.

Мужской  воинственный  танец.

11.      Психологическое  трио.

 

КАРТИНА ВТОРАЯ

Соборная площадь

  1. Танец – шествие  победного  возвращения  с  войны.
  2. Танец  отчаяния  Франчески.
  3. Сцена  встречи  Джанчотто  с  Франческой (Дуэт).
  4. Монолог  Франчески.  Танец  прощания  с  Паоло.
  5. Трио  Франческа,  Паоло,  Джанчотто.

Трюковое  решение  светом  и  хореографией.

  1. Свадебное  шествие.
  2. Сцена  возвращения  Паоло.
  3. Убийство  Джанчотто  Франчески  и  Паоло.

ЭПИЛОГ

Повторяется  танцевальная  сцена  пролога.

 

 

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Для редактирования комментария осталось 10 минут
:

Партнеры проекта


© 2006-2017 Oleinikov.Net

Материалы на сайте размещены исключительно в образовательных и ознакомительных целях, и будут немедленно удалены по требованию. Любое использование материалов, защищенных авторскими правами может осуществляться лишь при наличии согласования с авторами или ссылки на ресурс.

Размышления, статьи, обзоры

У нас на Oleinikov.Net вы найдете множество полезных и интересных материалов. И они весьма разнообразны: здесь и информация по режиссуре, и справочная литература (пересказы и изложения), и множество описаний либретто и балетов прошлого, и даже видеоматериалы, доступные для просмотра прямо на сайте. Множество наших друзей - профессионалов своего дела - размещают здесь свои статьи, обсуждают насущные и теоретические вопросы.

Онлайн

0 пользователей, 12 гостей


Страница создана за 0.496 секунды
Общее время SQL: 0.147 секунды - SQL запросов: 19 - Среднее время SQL: 0.00773 секунды